ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
1. Построена математическая модель, синтезирующая два подхода к моделированию коррупции в системе «Власть-Общество»: системно-социальный, т.е. рассматривающий иерархию в целом, и теоретико-игровой, делающий акцент на мотивах и поведении отдельных инстанций (т.е. чиновников) этой иерархии. При этом рассмотрение иерархии в целом основано на модели «Власть-Общество», описывающей динамику власти в иерархии с учетом реакции гражданского общества и поведенческих характеристик \коррумпированных инстанций. В теоретико-игровой модели в качестве акторов рассматриваются инстанции иерархии и антикоррупционная служба. Вероятность обнаружения коррупции в конкретной инстанции зависит от ее степени коррумпированности, и от объема средств, выделенных на ее проверку. Задача антикоррупционной службы заключается в том, чтобы распределить свой бюджет на части, направляемые на поиск коррупции в различных инстанциях, таким образом, чтобы максимизировать количество обнаруженных фактов коррупции. Каждая инстанция выбирает стратегию поведения (брать или не брать взятку), исходя из принципа максимизации своей функции полезности. На уровне иерархии в целом учитываются выбранные отдельными инстанциями стратегии, а также механизмы модели «Власть-Общество» - перераспределение власти между инстанциями и влияние гражданского общества. Модель исследована аналитически (методами теории дифференциальных уравнений и теории игр) и численно. Показано, в частности, что если бюджет антикоррупционной службы очень мал, то он никак не мотивирует чиновников иерархии сократить масштабы взяточничества. Напротив, если чиновники знают, что на борьбу с коррупцией выделен большой бюджет, то в их интересах уменьшить количество взяток. Данный результат позволяет высказать следующую практическую рекомендацию: при анонсировании бюджета на борьбу с коррупцией, имеет смысл объявлять сумму, превышающую реальную 2. Построен предварительный вариант модели «Власть-Общество», описывающий две интегрирующиеся властные иерархии, каждая из которых находится во взаимодействии со своей общественной системой. Модель основана на следующих положениях. В базовой модели «Власть – Общество» каждая внутренняя инстанция иерархии обменивается потоками власти с соседними (верхней, т.е. руководящей и нижней, т.е. подчиненной) инстанциями. При этом крайних (высшей и низшей) инстанций устанавливаются краевые условия. В наиболее простом случае, они имеют вид однородных краевых условий второго рода, имеющих смысл отсутствия потоков власти через концы иерархии. Для высшей инстанции это означает, что она не получает подпитку властью с каким-либо наднациональным органом (и наоборот, никакой наднациональный орган не «откачивает» власть у этой инстанции). Интеграция неравноправных систем описывается присоединением меньшей иерархии к большей путем подчинения ее старшей инстанции соответствующей инстанции большей иерархии (т.е. высшая инстанция меньшей иерархии находится на том же уровне, что одна из срединных инстанций большей иерархии). Интеграция равноправных систем описывается образованием новой инстанции, подчиненными для которой являются высшие инстанции каждой из интегрирующихся частей. Уравнения модели «Власть - Общество» для ситуаций «до» и «после» интеграции выписываются стандартным образом; таким образом, модель имеет вид системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Проведено исследование модели для симметричного случая, т.е. когда характеристики иерархий одинаковы. Показано, что стационарное решение в этом случае также симметрично. Также рассмотрен процесс интеграции стран Таможенного союза. Полученный в ходе вычислительного эксперимента с моделью ряд графиков позволяет утверждать, что за счёт возникновения нового рыночного пространства формирование среднего класса в странах ТС получает платформу устойчивого роста. 3. Разработан алгоритм идентификации параметров модели «Власть – Общество – Экономика» на основе эмпирических данных. При этом в качестве меры количества власти, реализуемой той или иной инстанцией, принимается объём денежных средств, находящийся в ее распоряжении. Ряд показателей (таких, как объем ВВП, объем затрат на содержание государственного аппарата и т.д) был взят непосредственно из статистических данных (Система национальных счетов и Отчеты об исполнении бюджета), некоторые другие показатели (например, норма накопления) рассчитаны в соответствии с Методологическими разработками Федеральной службы государственной статистики. С использованием этих данных, методом наименьших квадратов были рассчитаны значения специфических параметров, введенных в рассмотрение при построении модели «Власть – Общество – Экономика» (например, коэффициенты, описывающее влияние объема власти, реализуемой государственной иерархией, на совокупную факторную производительность). Тем самым, впервые идентифицированы все параметры модели «Власть – Общество – Экономика» в рамках указанного подхода. 4. Усовершенствована разработанная ранее членами коллектива исполнителей модель динамики близости политических позиций взаимодействующих индивидов, описывающая влияние восприятия информации индивидами на аффективные (эмоциональные) отношения между ними и обратно. Например, модель предполагает, что если сторонник действующей власти получает некоторую информацию с негативной оценкой власти от собеседника, с которым у него плохие отношения, то это приведет к укреплению отрицательного отношения к данному собеседника и положительного отношения к власти (данное положение является аналогом известного принципа «враг моего врага – мой друг»). Модель имеет вид системы нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений для двух групп переменных, именно: описывающих позиции индивидов по каждому из обсуждаемых в группе вопросов, и описывающих аффективные отношения в каждой паре индивидов. Для нее доказана теорема, устанавливающая достаточные условия возникновения неограниченных решений, соответствующих процессу расхождения позиций индивидов, ведущему к сосуществованию в обществе противоположных позиций по отношению к власти. Показано, что при определенных условиях в группе с течением времени формируется нескольких подгрупп, в пределах каждой из которых достигается состояние согласия. 5. Разработан подход к учету демографических процессов в модели «Власть-Общество». Он основан на том, что различные слои населения могут различным образом реагировать на властную иерархию. Динамика структуры населения таким образом может оказывать влияние на реакцию гражданского общества в целом. Так значимое увеличение доли молодого политически активного населения может привести к росту негативной реакции на централизацию власти и ее общий рост, в то время как увеличение доли малоактивного населения, или же той части населения, которой традиционно ближе государственная иерархия по типу «сильной руки» с явной тенденцией централизации власти (например, населения пенсионного возраста). Также возможно, выделение группы населения, стремящегося к минимизации изменений во властной структуре, в наибольшей степени предпочитающего стабильность, пусть даже не идеального состояния. Более детальное изучение таких параметров как степень политической активности, частота взаимодействия с властной иерархией, степень вовлеченности в общественную жизнь могут значимо различаться у различных групп населения, что может менять значения функции, описывающей реакцию общества в системе Власть-Общество. Таким образом дополнение модели Власть-Общество благодаря учету демографических тенденций может быть осуществлено посредством учета различных реакций на властную иерархию среди различных слоев населения, которые могут стремиться к различным «идеальным» распределениям власти. А изменение структуры населения может быть спрогнозирована на основе известных моделей динамики населения. 6. Модифицирована модель взаимодействия коррумпированных властных иерархий с гражданским обществом. Предложенные улучшения и обобщения состоят в более полном и адекватном рассматриваемому феномену, определении понятий ущерба от коррупции и стоимости ее подавления, рассмотрении различных вариантов поведенческих реакций чиновников на антикоррупционные меры, а также постановки краевых условий для уравнений модели. На основе модифицированной модели вычисляются относительные эффективности различных антикоррупционных стратегий для иерархий с различными топологиями и поведенческими характеристиками, включающими, в том числе, интенсивность воздействия гражданского общества на властные структуры. Установлено, что в предположениях данной модели самой эффективной стратегией, как правило, оказывается подавление коррупции среди младших чиновников. Наиболее чувствительными к выбору антикоррупционной стратегии оказываются сильно централизованные иерархии. Проводится также краткое сопоставление традиционного подхода к математическому изучению коррупции, использующего теоретико-игровые модели, с представленным в данной и более ранних работах системно-социальным подходом. 7. Проанализирована деятельность российской власти по достижению цифрового равенства в обществе. В частности, выделены следующие направления работы органов власти: 1) Устанавливаются точки доступа к информационно-коммуникационным технологиям в публичных местах (библиотеках, школах, университетах). 2) Проводятся информационное просвещение граждан, что предусмотрено Государственной Программой РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». 3) Обучение пользователей пожилого возраста. 4) Обучение использованию информационно коммуникационных технологий людей с ограниченными возможностями здоровья с целью их последующей социализации и трудоустройства. Также показана роль образовательной среды в политике достижения цифрового равенства. Полученные результаты дают возможность учитывать данный аспект при исследовании взаимодействий в системе «Власть- Общество» В целом, проект выполнен не менее, чем на треть.