ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Проведены теоретический анализ и экспериментальное моделирование эффектов прерываний на выполнение компьютеризованных задач. Сформулированы основные принципы структурно-интегративного подхода к оценке эффективности деятельности по показателям успешности выполнения компьютеризованных задач, характеристик когнитивного функционирования и динамики функционального состояния человека. По результатам серии проведенных экспериментов были выявлены характерные особенности влияния прерываний на основные компоненты деятельности по переработке информации, определена специфика динамики функционального состояния под влиянием прерываний разного типа и уровня сложности, описаны основные когнитивные и поведенческие стратегии преодоления помех. Показана амбивалентность основных эффектов прерываний, отражающая компенсаторный характер перестроек во внутренней структуре регуляции деятельности. К числу главных негативных эффектов прерываний относятся устойчивое снижение качества и увеличение времени выполнения основной задачи, ухудшения показателей функционального состояния по показателям нарастания эмоционального напряжения, повышения уровня психофизиологической активации и увеличения признаков субъективного дискомфорта. Наряду с этим наблюдался ряд позитивных изменений в когнитивной сфере, связанных с активизацией функций распределения внимания и доминированием стратегии параллельной обработки информации в оперативной памяти. Показана роль индивидуально-психологических особенностей испытуемых в формировании разных стратегий преодоления помех, определяющих успешность задействованных адаптационных ресурсов. На основании полученных результатов были предложены рекомендации по оптимизации пользовательского интерфейса и подготовке обучающих алгоритмов для выполнения компьютеризированной деятельности в условиях прерываний с использованием новых программных средств.