ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Группой Г.У Солдатовой велась научно-исследовательская деятельность в двух направлениях: 1) психологические аспекты цифровой социализации и кибербезопасности, 2) психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия. В рамках первого направления был выполнен ряд работ и получены следующие результаты: 1. Разработан дизайн исследования и методический инструментарий, включающий анкеты для детей разного возраста и их родителей с блоками вопросов, связанных с особенностями использования ИКТ, цифровой компетентностью, психологическим благополучием, а также методик для оценки детско-родительских отношений и блок нейропсихологических методик. Проведено комплексное исследование 100 семей с детьми по двум возрастным группам: младшие подростки (12-13 лет) и старшие подростки (14-15 лет). По результатам эмпирического исследования выделены и описаны особенности использования инфокоммуникационных технологий в современных семьях и их влияние на высшие психические функции. 2. Разработан дизайн исследования и методический инструментарий, включающий анкеты для детей разного возраста и их родителей с блоками вопросов, связанных с особенностями использования ИКТ, цифровой компетентностью, практиками социального взаимодействия в сети, цифровым гражданством и взаимодействием с неживыми системами (Интернет Вещей, искусственный интеллект и т.д.). Проведена апробация исследования в двух регионах (Москва, Московская область). Выборка исследования составила 209 родителей подростков 12-17 лет и 504 подростка 12-17 лет. 3. Подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по курсу «Кибербезопасность» для 5 и 6 классов (рабочая тетрадь и тренажер). Пособия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Издание адресовано преподавателям и классным руководителям общеобразовательных организаций. Пособия для учащихся общеобразовательных организаций содержит материалы по полезному и безопасному использованию интернета. Пособия по курсу «Кибербезопасность» открывают возможность для повышения цифровой грамотности школьников. Она поможет учащимся раскрыть возможности интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в сети, защищать свои персональные данные и управлять ими в Интернете. В рамках второго направления, связанного с психологией межкультурных коммуникаций были проведены следующие работы: 1. Подготовлены и опубликованы материалы апробации русскоязычной версия расширенной Шкалы культурного интеллекта. На выборке 1545 человек апробирована русскоязычная версия Шкалы, которую по результатам апробации можно считать надежным и валидным психодиагностическим инструментом. Группой Е.И. Шлягиной продолжен цикл исследований личностного опосредствования ситуации неопределенности. В 2018 г. было проведено исследование личностного опосредствования ситуации неопределенности в разных поколенческих группах. Начато комплексное исследование ресурсов совладания ситуации переговоров, которые рассматриваются как трудная жизненная ситуация, обладающая высокой степенью неопределенности. Продолжен цикл исследований состояния гражданской идентичности у разных слоев населения в ситуации высокой степени неопределенности. Продолжено исследование компонентов личностного потенциала родителей,переживших смерть ребенка. Эта трудная драматическая ситуация обладает максимальной степенью неопределенности для прогноза сохранения семейных отношений. Группой Т.А. Нестика продолжено исследование глобальной идентичности (идентификации личностью себя с человечеством) в условиях неопределенности, сложности и разнообразия. В ходе эмпирического исследования подтверждена гипотеза о наличии связи между гражданской идентичностью, позитивной этнической идентичностью и глобальной идентичностью. Уточнены психологические функции глобальной идентичности. Проведено теоретико-эмпирическое исследование типов глобальной идентичности и их связи с различными характеристиками этнической идентичности. 2) продолжено исследование временной перспективы личности в условиях неопределенности. В рамках исследования временной перспективы личности выделены психологические функции образа будущего социальной группы в условиях неопределенности. В условиях неопределенности особое значение приобретают функции целеполагания, поддержки социального доверия, защиты позитивной оценки группы, а также преадаптации.