ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В группе научного руководителя НИР, профессора Г.В. Солдатовой исследования проводились двух направлениях: 1. Формирования идентичности личности в мультикультурной среде. 2. Совладание школьников с трудными ситуациями в интернете на примере изучения кибербуллинга. Показано, что идея о новом типе идентичности воплотилась в рамках современного научного дискурса о единстве глобального и локального у нового типа людей, тех, кто живет на два-три дома (т.е. страны), думает «глобально» и действует «локально». Именно такой тип идентичности сегодня называют глобальной или «глокальной». Новая идентичность требует специальных качеств человеческого интеллекта, позволяющих учитывать культурные аспекты делового и межличностного взаимодействия – так называемого культурного интеллекта, который можно рассматривать как особую форму социального интеллекта в поликультурном обществе. В исследовании рассматриваются следующие вопросы. Какую роль играет язык и языковая компетентность в осознании принадлежности индивида к тому или иному народу? Как влияет двуязычие на формирование новых идентичностей и культурного интеллекта личности? Каков сегодня вектор формирования идентичности при освоении через язык новой картины мира – этническая идентичность, бикультурная идентичность или новый конструкт современности – глобальная, а точнее, глокальная идентичность? И наконец, что такое глобальная или глокальная идентичность – действительно новый тип идентичности, характерный для определенной группы наших современников, сформировавшийся под влиянием социального контекста и жизненных ситуаций, или некий фантом, конструируемый интеллектуалами и идеологами в угоду глобализации? В ходе теоретического анализа рассматриваются проблемы кросскультурной толерантности, анализируется понятие культурного интелл Совладание школьников с трудными ситуациями в интернете екта. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования важной современной проблемы - совладание российских школьников с трудными онлайн ситуациями в интерненте, рассмотрены особенности угроз (кибербуллинг и столкновения с школьниокв сексуальным контентом в сети интернет. Приведены результаты эмпирического исследования, общая выборка исследования респондентов составила 1025 пар «родитель-ребенок», включающих детей 9-16 лет и одного из их родителей. Обсуждаются вопросы, о том, как российские школьники переживают столкновение с кибербуллингом и сексуальным контентом, какие средства совладания с новыми вызовами они обретают, как влияют особенности пользовательской активности детей и подростков на способы совладания с трудностями онлайн среды. Проведен анализ специфику трудных онлайн-ситуаций и способов совладания с ними, определяемых влиянием онлайн-среды., обозначены тенденции, определяющие векторы социальной трансформации детства и психического развития детей. Группа профессора В.С. Собкина изучала отношение подростков г. Москвы и г. Риги к экстремизму как одному из возможных проявлений интолерантности и ксенофобии. Исследование было ориентировано на выявление значимых аспектов, характеризующих своеобразие проявлений экстремизма в подростковой среде. Проанализированы причины роста популярности экстремистских взглядов в самых разнообразных сферах подростковой и молодежной субкультуры. Среди основных выделены: фактическое отсутствие социальных программ поддержки и занятости молодежи, усиливающееся расслоение общества на богатых и бедных, культурную маргинализацию и др. Отдельно выделены и социально-политические факторы: активность националистически ориентированных организаций, деятельность различных неформальных групп, трансляция экстремистских образцов поведения в СМИ. Рассмотрены различные контексты отношения подростков к экстремизму. Приведены и проанализированы данные эмпирического исследования подростков Москвы и Риги относительно их знакомства с экстремистскими молодежными организациями. Оценено влияние членства в экстремистской организации на выбор агрессивного поведения в ситуации буллинга среди подростков Москвы и Риги. Проведен психологический анализ отношения подростков к экстремистским действиям и санкциям против проявлений экстремизма. Приведены результаты факторного анализа отношений подростков к проявлениям экстремизма. Выделен ряд важных моментов, отражающих специфику отношения московских и рижских подростков к экстремизму. Группой Е.И. Шлягиной было проведено эмпирическое исследование (общая выборка 502 чел.) влияния высокой степени неопределенности окружающей среды на совладающее поведение субъекта, его личностные ресурсы и структуру его смысловой саморегуляции. Целью исследования было определение наличия и характера связи между толерантностью к неопределенности и стратегиями совладания субъекта при учете других личностных характеристик субъекта, поиск медиаторов между толерантностью к неопределенности и выбираемыми стратегиями совладания. Обозначена важность способности человека грамотно организовывать свое совладающее поведение и использовать психологические ресурсы, к числу которых относится толерантность к неопределенности, выступающая в роли «иммунитета», ограждающего человека от воздействия изменений внешнего окружения и предостерегающего от импульсивных, необдуманных поступков. Толерантность к неопределенности выделяется как один из ключевых ресурсов совладающего поведения. Полученные результаты показали сочетанное существование у участников исследования осознаваемых, субъективных, вербализованных представлений о собственной толерантности к неопределенности и смысловых установок к толерантному поведению, диагностируемых на неосознаваемом уровне. Полученные данные продемонстрировали наличие у большинства испытуемых рассогласования между содержанием осознаваемого и неосознаваемого уровней толерантности к неопределенности. Это позволяет говорить об амбивалентном характере толерантности к неопределенности у этих испытуемых. Выявленная амбивалентность толерантности к неопределенности может стать источником интолерантного поведения в реальных критических, непредсказуемых ситуациях. Группой Т.А. Нестика исследовались факторы формирования социальных представлений о коллективном будущем и их связь с толерантными установками личности. Показано, что наиболее очевидное значение принципа долгосрочной ориентации в контексте борьбы с ксенофобией состоит в том, что само формирование толерантных установок должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу. Опыт отечественных и зарубежных программ по формированию культуры мира в 1990-2000 гг. показывает, что быстрых результатов в таком деле ждать не следует. Но второй, более глубокий смысл принципа долгосрочной ориентации связан с психологическими механизмами самой толерантности. Если развитию ксенофобии способствует краткосрочная временная перспектива, ориентация на прошлое и негативное отношение к будущему, то проявление толерантности и готовности к диалогу предполагает долгосрочную перспективу отношений, ориентацию на будущее и оптимизм. Результаты теоретического анализа показали, что, если ксенофобия направлена в прошлое, то активная толерантность предполагает ориентацию на поиск совместного будущего. По существу, речь идет о двух стратегиях ответа на неопределенность и быстрые изменения: реактивной и проактивной. В этом контексте подчеркивается, что рост социальной напряженности сопровождается снижением долгосрочной ориентации, негативной оценкой будущего, выраженной ориентацией на прошлое. Рассматриваются особенности националистического дискурса, котрый усиливает групповую идентичность личности за счет расширения ее ретроспективы, представляя групповые признаки – обычаи, представления, нормы и ценности, - как относительно неизменные на протяжении длительного времени. Обосновывается идея, что неудачный опыт попыток формирования национальной идеологии России свидетельствует о том, что коллективный образ будущего нашей страны еще только начинает формироваться. Между тем, масштабные миграционные процессы и стремительная культурная динамика при переходе России к информационному обществу не оставляют возможности при формировании гражданской идентичности опираться только на коллективную память. Необходимо искать основания для гражданского поликультурного единства в будущем. Иными словами, формирование толерантности и управление рисками ксенофобии требуют целенаправленного формирования позитивного образа будущего России. Приведен список из 168 использованных источников, из них 102 - на иностранных языках.