ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
АННОТАЦИЯ В информационном обществе, понимаемом как глобальное явление, огромную роль играют средства массовой информации (СМИ), а также основанные на ресурсах информационно-коммуникационных технологий сервисы Интернета, ориентированные как на организации или бизнес-структуры, так и на отдельного человека или на добровольные людские объединения и общности. К числу таких Интернет-сервисов относятся, к примеру, коммуникативные, познавательные и развлекательные (в том числе игровые) сервисы. Доступ к ним осуществляется как со стационарных компьютеров или ноутбуков, так и с современных девайсов и гаджетов, включая мобильные средства связи. В силу сказанного можно утверждать, что познание, развлечения и общение независимо от места пребывания (т.е. синтопно) и от времени суток (т.е. синхронно) или этапа жизни – от дошкольного до пожилого возраста. Широкое развитие и высокая доступность информационно-коммуникационных технологий порождают определенные психологические проблемы, такие как психологические зависимости от компьютеров, Интернета или конкретных сервисов, таких как социальные сети, онлайн-игры, блоги, развлекательные Интернет-ресурсы и др. Если воспринимать такого рода психологические проблемы не как преходящие «болезни роста», а как значимые проблемы психологического характера, то может и должен ставиться вопрос о формировании отдельной отрасли психологии. Новая отрасль может получить принципиально новое наименование либо одно из тех, которые уже достаточно часто фигуригуют в научной литературе: психология Интернета, киберпсихология или психология киберпространства. Рассмотрению задач и перспектив такого научного направления посвящены включенные в отчет материалы. Наряду с теоретическими анализируются и конкретные прикладные проблемы, среди которых психологическая зависимость от компьютерных игр и этнокультурные аспекты такой зависимости, социально-перцептивные аспекты опосредствованной Интернетом деятельности, психологические аспекты разработки и применения систем виртуальной реальности с позиций концепции «(теле)присутствия». Поднимаются и рассматриваются вопросы безопасности применения информационно-коммуникационных технологий, выдвигаются предложения по повышению толерантности средствами таких технологий. Включенные в отчет материалы носят теоретико-аналитический и экспериментальный характер. Исследование ведется с позиций культурно-деятельностной и с позиций позитивной психологии.