ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Промежуточный отчет по проекту РФФИ 12-06-00281-а. Подвергнуты анализу виды социально-перцептивных процессов, характерных для участников социальных сетей: стихийно реализуемые, соответствующие внесетевым коммуникациям, ранее описанные в социальной психологии познания и психологии влияния, связанные с продвижением репутаций, с имплицитными представлениями и др. На аналитическом и эмпирическом уровнях рассмотрена феноменология создания и продвижения множественных идентичностей (в т.ч. альтернативных). Изучены феномены множественной идентичности, отношение к ним участников соцсетей. Проведено эмпирическое сравнение реальных (в обычной жизни) и альтернативных идентичностей по шести параметрам идентичностей (реляционные, личностные, социальные, специальные, коллективные и поверхностные – соответственно методике «Аспекты идентичности», разработка Дж. Чика): выявлены возрастные (для молодежи 15-25 лет) и половые различия между параметрами реальной и виртуальной идентичности у участников социальных сетей. Рассмотрены различия между «реальной» и «виртуальной», между «реальной» и «настоящей» идентичностью, связь данной проблематики с феноменологией «присутствия» и «телеприсутствия» (presence/telepresence) в реальной и в виртуальной среде. Проанализированы социально-перцептивные аспекты деятельности игроков в компьютерные игры, в том числе в многопользовательские игры, участие в которых во многом опирается на общение и на психологические механизмы социальной перцепции. Исследованы имплицитные представления о когнитивно-перцептивных механизмах, свойственные игрокам в компьютерные игры. С применением эксплораторного и конфирматорного факторного анализа построена и обоснована 8-факторная модель имплицитных психологических представлений у игроков, проанализированы корреляции между факторами, предложены соответствующие интерпретации. Опубликовано 9 работ, среди них: Войскунский А.Е. Перцептивные процессы в социальных сетях // Человек в информационном обществе: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая – 1 июня 2012 года / Под общ. ред. А.Е. Войскунского, Л.М. Дубового. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. С. 111 – 117. Voiskounsky A., Mitina O., Avetisova A. Psychological Consequences of Video Gaming, as Structured by Players. In: J. Gackenback (ed.).Video Games and Consciousness. N.Y.: Nova Science Publishers, 2012. Pp. 41-62.