ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Предметом изучения стали закономерности, основные стадии и феномены онтогенетического развития психики, выявление условий и механизмов формирования личности в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте, анализ особенностей интеллектуального, эмоционального, морального и личностного развития ребенка на различных возрастных стадиях. Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется конкретизацией фундаментальных представлений о социальной ситуации развития ребенка. Выявлено влияние особенностей социальной ситуации развития на формирование самооценки в детском и подростковом возрасте, опосредствованное образом отношений ребенка/подростка с его социальным окружением. Установлены условия развития личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. Показана гетерохронность развития когнитивного, поведенческого, эмоционального и ценностного компонентов личностной автономии подростка. Выявлен сложный нелинейный характер связи между уровнем развития личностной автономии подростка и различными параметрами детско-родительских отношений: уровнем родительского контроля, мерой предоставляемой подростку автономии, характером сотрудничества в отношениях с родителями. Выполнена серия фундаментальных исследований особенностей мировосприятия детей с разными типами привязанности к матери, рассматриваемой как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития. Выявлена возрастная динамика развития моральных суждений в подростковом возрасте, проанализирован конструкт моральной атмосферы школы. Проведен сравнительный анализ содержания мотивационной сферы матерей, имеющих детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Показано, что в мотивационной сфере лидирует мотив достижения счастья ребенка, но смысловое содержание данного мотива зависит от его соотношения с остальными составляющими мотивационной сферы матери. Выполнено кросскультурное исследование, посвященное многомерному шкалированию психосемантических данных как приему исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи - ИТС). Показано, что имплицитные теории семьи имеют трехуровневую структуру и зависят от возрастных, гендерных и культурных особенностей испытуемых. Проведено кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта на российской и азербайджанской выборке.