ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В 2002 году, как планировалось ранее, осуществлена окончательная отладка методик и подобран стимульный материал по всем экспериментальным условиям, на отдельных испытуемых проведены пилотные исследования по полной программе (психофизические, электрофизиологические эксперименты, ЯМР-обследования) и получены предварительные результаты практически по всем заявленным в плане направлениям. Кроме того, разработан и апробирован новый метод регистрации мозгового потенциала, связанного с моментом порождения речевого высказывания, что позволяет получить дополнительные данные о мозговых механизмах использования понятий при речепорождении и причинах нарушения речи при заикании. Предложена, также, оригинальная методика использования слов-омонимов для экспериментального разведения мозговых процессов понимания значения и восприятия акустической формы слова. В результате экспериментов с переобучением на материале абстрактных понятий (экономических терминов) и применения новых методов анализа электрической активности мозга (обследованного с помощью МРТ) показано, что такая подкорковая структура, как бледный шар, включаемая в систему управления движением, играет также (в кооперации с левой височной и центральной корой, мозжечком) важную роль и в процессе кодирования значения слова. Селективные изменения в отношении степени семантического различия фонетически идентичных слов проявляются в компонентах ВП N130-P200-N250 и связаны с активностью данной структуры. Ее роль проявляется и при вербальном анализе и понимании различных значений слов-омонимов, задаваемых предшествующим контекстом. В результате экспериментов по электроэнцефалографическому сопоставлению процессов восприятия цвета и его воображения (мысленного представления) при понимании слов-цветообозначений, обнаружено, что зрительная кора имеет не только специфический сенсорный вход, но может активироваться в такой же (по латенции и локализации) степени при мысленном представлении цвета, без его реального предъявления. В результате можно сформулировать схему взаимоотношений «моторных» и «сенсорных» структур мозга в процессе формирования и функционирования знаковой (речевой) системы человека, которая, однако, требует уточнений и статистического подтверждения на большей выборке испытуемых.