ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Представленный Проект был направлен на теоретическую разработку концепции эмпатии как сложившегося в культурной эволюции механизма обеспечения коллективной деятельности, требующей учета психического состояния партнеров. Была проведена концептуальная диссоциация двух качественно различных форм эмпатии в соответствии с характеристиками взаимодействия участников коллективной деятельности. Первая форма эмпатии, поддерживающая совместную деятельность по типу моноролевой коалиции, нацелена на объединение членов группы в единого действующего протагониста, что обеспечивается временной эквивалентностью эмоционального состояния объекта и субъекта эмпатии. Данный тип эмпатии по цели его реализации был назван «эмпатия-отождествление» (ЭО) и заключается в способности к присвоению эмоциональных состояний другого человека. Вторая форма эмпатии, поддерживающая совместную деятельность по типу полиролевой координации, где члены группы выполняют качественно различные действия для достижения общей цели, предполагает одновременное сосуществование нескольких различных перспектив при динамичное моделирование психического состояния другого человека с сохранением аутентичности осознавания своего психического состояния. Данный тип эмпатии по был назван «эмпатия-моделирование» (ЭМ). Следствием основных посылок о культурно-эволюционных причинах функциональной диссоциации ЭО и ЭМ в предложенной нами концепции, стал тезис о своеобразии систем сообразных им культурных средств при становлении ЭО и ЭМ как высших психических функций. Обосновано, что ЭО формируется в процессе диадического совместного переживания со взрослым различных психических состояний, которые взрослый означивает сначала в наглядном плане, а затем, в вербальном. Дальнейшее развитие ЭО происходит в игровой деятельности, включающей воображение. Приведена аргументация трактовки ЭМ как производной от диалогической природы мышления человека. В онтогенезе ЭМ формируется по двум сходящимся линиям. С одной стороны, овладение ментальным лексиконом служит основой «эмоциональной грамотности», а, с другой, ЭМ является результатом интериоризации специфической социально-коммуникативной позиции - автономинации взрослого как ментального агента в третьем лице. Особую значимость для развития ЭМ имеет сюжетно-ролевая игра с субъективным «одушевлением» игрушки. В более старшем возрасте в качестве культурных практик развития ЭМ выступают различные формы драматизации, в частности, театральная деятельность. В рамках выполнения Проекта развито положение о том, что психологическим средством обеспечения переживания эмпатии у взрослых выступает викарный компонент автобиографической памяти, т.е. репрезентированные сознанию воспоминания, включающие образы других людей в статусе ценностно насыщенной части личного прошлого. В контексте проблематики межкультурной эмпатии между носителями российской и китайской культурной идентичности рассмотрены особенности викарности автобиографической памяти и эмпатийности представителей данных популяций во взаимосвязи с культурно обусловленными характеристиками личности. В серии эмпирических исследований в совокупности приняли участие 456 представителей российской выборки и 209 представителей китайской выборки. Представители китайской выборки продемонстрировали значимо более высокий уровень викарности автобиографической памяти. Был идентифицирован фактор «Викарности – Достижений», ассоциированный с автономно-связанным типом личности, который оказался характерным для китайских респондентов. Обнаружена разнонаправленная связь спонтанной викарности автобиографической памяти со склонностью к эмпатическим переживаниям (согласно самоотчетной шкале «Индекс межличностной реактивности») в исследуемых культурах. В то время как выборка китайских респондентов показала прямую зависимость между уровнем эмпатийности и тенденцией к генерации позитивных воспоминаний среднего уровня викарности, в российской выборке были выявлены разнонаправленные и более дифференцированные зависимости для юных и взрослых респондентов. Юные участники российской выборки показали обратный вклад викарных воспоминаний в измеряемый уровень эмпатийности в аспектах эмпатийного отношения к вымышленным персонажам и эмпатическной заботы. У взрослых респондентов склонность к децентрации показала положительную связь с максимально викарными воспоминаниями, склонность к личностному дистрессу показала отрицательную связь с отрицательными воспоминаниями высокого уровня викарности. Иными словами, в данной возрастной группе викарный компонент автобиографической памяти может быть признан продуктивным ресурсом повышения ЭМ и снижения отрицательных эффектов ЭО на психологическое благополучие. Дальнейший анализ показал, что корпус викарных воспоминаний может быть использован и для реализации культурно уникальных функций. Характеристики викарных воспоминаний в китайской выборке указывают на их функционирование в качестве средства поддержания психологического иммунитета против размывания личных границ в коллективистическом контексте. Специфика российской выборки предполагает толкование Другого как интериоризованного субъекта внутреннего диалога, что предположительно позволяет викарным воспоминаниям играть роль инструмента рефлексии своего жизненного пути. В связи с этим, основным препятствием межкультурной эмпатии между носителями китайского и российского менталитета с большой вероятностью может быть преобладание стратегии ЭМ в первом случае и ЭО – во втором. В целом, реализация Проекта позволила существенно упорядочить проблемное поле исследований эмпатии, за счет разработки новой теоретической концепции эмпатии как культурной технологии регуляции моноролевого и полиролевого типов коллективной деятельности. В связи с полученными в проекте результатами, проблема межкультурной эмпатии между носителями российской и китайской культур выглядит как более комплексная, чем представлялось ранее. Решение данной проблемы требует экспликации доминирующих деятельностных ориентаций в данных культурах в сочетании с рассмотрением культурных технологий формирования эмпатии в исторической перспективе.