ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Отчет подготовлен по итогам проведенного 28 марта 2013 года в 14.00 на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова второго научно-практического семинара на тему: «Зачем нужна аспирантура?», в рамках которого прошло экспертное обсуждение вопроса о необходимости и роли аспирантуры как инструмента подготовки кадров высшей квалификации, различных ее моделей, и возможностей каждого вуза присуждать ученые степени. В дискуссии участвовали эксперты в области подготовки кадров высшей квалификации. Несмотря на различие в подходах участники семинара пришли к общим выводам: 1. Аспирантура - это самовоспроизводство экспертного, международного, конкурентоспособного сообщества. Поэтому мерилом оказывается не обучение, а интеллектуальный продукт, то есть диссертация. Диссертация определенного уровня. 2. Без аспирантуры повышение планки интеллектуальной деятельности не возможно, так как аспирантура – это место, где прививаются определенные навыки, способы мышления, где появляются новые инструментальные наработки. Поскольку бакалавриат – это общее высшее образование, магистратура – это профессиональное образование, то собственно интеллектуальная деятельность выносится в некоторое другое пространство. Данная деятельность не должна становиться предельно прагматичной и подчиняться строгому алгоритму, а должна предлагать стратегические планы и поисковые методы, которые из современной деятельности, к сожалению, уходят. Аспирантура и профессиональная докторантура нужны для того, чтобы мыслить нешаблонно. 3. Не должно быть линейного представления о взаимоотношениях различных образовательных ступеней: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Возможны различные варианты, учитывающие научно-исследовательскую и профессиональную траектории. 4. Аспирантура создает современную инфраструктуру интеллектуальной деятельности и без аспирантуры такая инфраструктура очевидно неполна. Сектор креативной экономики нарастает именно на создании интеллектуальных продуктов. Речь может идти как об интеллектуальной коллективной собственности, так и индивидуальной или даже институциональной, но все равно добавленная стоимость создается именно в интеллектуальном секторе. Это особые рынки и инструменты. 5. Аспирантура создает своеобразный иституционализированный механизм, генерирующий научную деятельность. Результат этой научной деятельности – воспроизводство элиты. Потому что если ее нет, то у нас нет того, кто постоянно занят научной деятельностью как системной деятельностью. 6. Необходим поиск механизма, повышающего качество обучения в аспирантуре и компенсирующего негативную тенденцию, когда вследствие того, что у нас почти 100% получают образование в высшей школе, происходит снижение качества подготовки бакалавра, в свою очередь уровень магистра резко понижается, что в конечном итоге приводит к снижению уровня подготовки аспиранта (теорема Клячко). В качестве такого механизма могут выступать научные статьи в соответствующих журналах, которые работают как фильтр достижения качества. Это не только информирование других о своей работе, а это еще и допуск по качеству и результативности. В таком плане разницы между публикацией и диссертацией почти нет. То и другое можно считать результатом. 7. Инвестиции в аспирантуру, то есть в будущее, неважно как они организованы, являются необходимыми. Здесь не обойтись без ключевого государственного инвестирования, через систему фондов, не только национальных, но и международных. Это очень сложно собираемые и конструируемые источники аккумуляции средств. Так просто они на интеллектуальные рынки не приходят. Для этого нам нужно открыть инфраструктуру реального выхода на эти рынки, которых сейчас мы их не имеем. 8. Аспирантура выполняет важную социальную функцию и не дает пропасть многим талантливым студентам, которые, благодаря аспирантуре, могут творчески реализовываться.