ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Проведен анализ представлений о «единицах» и «единицах анализа» психологических систем, используемых в работах основоположников деятельностной психологии и в работах современных авторов. Выдвинуто предположение о том, что единицы и элементы психологических систем образуют противоположные полюсы одного теоретического конструкта. Для обоснования этого предположения проведен логико-семантический анализ тех текстов и утверждений Л.С.Выготкого, в которых встречается слово «единица». Выделено пять отличительных признаков единиц и элементов системы. Эти признаки являются дополнительными или противоположными, в том смысле, что логически преобразуются друг в друга с путем отрицания или замены некоторых слов на противоположные. Наличие таких преобразований обосновывает предположение о том,что понятия единица и элемент системы являются разными полюсами одного теоретического конструкта, который, как видно из его содержания, не совпадает с конструктом «предмет – средство». Сформулированы необходимые условия того, чтобы некоторую психологическую систему можно было считать единицей более широкой психологической системы. Рассмотрены связи метода единиц с методом построения и применения биполярных теоретических конструктов, таких как «предмет-средство» и «орудие-знак». На примерах ряда инструментальных актов человека и не инструментальных актов животного раскрыты некоторые аспекты отношения единства между полюсами конструктов «предмет-средство» и «орудие-знак». Разработана логическая модель отношения единства между разными «нечеткими» характеристиками (сторонами) психического процесса, который описывается с помощью таких высказываний, как процесс преимущественно перцептивный (ПЕР), процесс преимущественно мнемический (МНЕМ )и др. Описан ряд отличий логики «нечетких» высказываний ПЕР, МНЕМ и др. о психическом процессе от логики высказываний о нём в булевой и в обычной нечеткой логике. Показано как с помощью нечетко-множественной модели познавательного процесса, построенной «методом единиц», можно объяснить различные особенности познавательных действий по опознанию предметов, а также «феномена слепоты к изменениям». Проанализированы представления О.К.Тихомирова о психическом отражении мира в контексте современных «конструктивистских» предложений исключить эту категорию из понятийного аппарата психологии и заменить её на категорию конструирования мира в сознании человека. Рассмотрен центральный в концепции О.К.Тихомирова биполярный теоретический конструкт «творческая — рутинная» деятельность человека. Выделены две функции открытых О.K.Тихомировым «операциональных смыслов» – отражательная и ориентировочная, и описано их отношение единства. Рассмотрены этапы и подходы Л.С.Выготского к формулированию и разработке им проблемы сознания. Описана и реконструирована на современном языке модель инструментального акта, которую Л.С.Выготский первоначально изложил на языке стимульно-реактивной концепции. Реконструкция этой модели состояла в том, что «рефлекторные» связи между стимулами и реакциями были заменены на смысловые. Выделены два вида смысловых связей – не осознанные и осознанные. Не осознанная смысловая связь между предметами (письмом и почтовым ящиком) или процессами инструментального акта (написанием письма и опусканием его в ящик) устанавливается без специального намерения, когда человек не обращает внимание на процесс её порождения, не формулирует эту связь в языке и, тем самым, не «удваивает» её в форме цели (образа) необходимого будущего акта опускания письма. Механизм осознания человеком смысловых отношений между предметами и направленными на них актами поведения раскрывается через изучение опосредствованных знаками (и орудиями) инструментальных актов, которые являются единицами (в указанном выше смысле) сознательного поведения человека. На примере использования учащимся освоенного им принципа выведения сложных формул из простых рассмотрены связи между понятиями инструментальный акт и высшая психическая функция по Л.С.Выготскому. Выделен и рассмотрен ряд биполярных теоретических конструктов, которые он использовал при изучении механизмов речевого мышления и сознания человека.