ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследования по теме «Структура и регуляция деятельности» в соответствии с принципами системного анализа и развиваемым представлением о структуре деятельности предполагают выявление закономерностей и механизмов ее регуляции. Регуляция понимается как специфический механизм воздействия на содержание составляющих деятельности, обеспечивающий их непротиворечивость, однозначность соответствия, за счет чего актуальная система деятельности приобретает характер «устойчивости» и определенности, а тем самым и возможность реализации в поведении. В качестве основного механизма регуляции деятельности рассматривается рефлексия как процесс анализа собственной психической активности в многомерном пространстве сознания. В отчетный период анализ механизмов рефлексивной регуляции деятельности включал рассмотрение вопросов об источнике, критериях и направлениях воздействий при рефлексивной регуляции деятельности. Исходное представление о пространстве сознания предполагает, что для актуалгенеза деятельности в нем должны быть отражены содержания всех структурных компонентов деятельности; в то же время особенности ситуации (внешних и внутренних условий) ограничивают варианты актуализируемого содержания. Это предполагает, что направленность или актуализация содержания компонентов деятельности в сознании определяется теми же причинами, что и любые другие формы психической активности, т.е. мотивами. Актуалгенез деятельности и регуляция определяются содержанием мотивов, требующих организации в структуру, определяемую в психологической литературе как мотивация. Процесс организации мотивов осуществляется как иерархизация на основе относительно устойчивых оценочных операций и критериев (системы ценностей) с последующей коррекцией структуры по критерию возможности реализации мотивов (самооценка). Особенности мотивации как иерархии объективных свойств реальности (характеристик «нужды»), представленные в пространстве сознания, оказывают управляющее воздействие на когнитивные процессы, выражающиеся в ограничении вариантов организации характеристик внешней ситуации и приобретающие характер установки на всех уровнях – избирательность ощущений, предметность восприятия и направленность мышления. Следует подчеркнуть, что мотивация не непосредственно определяет содержание когнитивных процессов, а посредством схем, актуализируемых из опыта в соответствии с особенностями мотивации. Когнитивная схема – обобщенный инвариант представлений о ситуациях, соответствующих реализации определенных мотивов. Если разным мотивам соответствуют разные когнитивные схемы, то актуальная мотивация требует реорганизации или выбора схем по критериям соответствия элементам опыта. В ситуациях, характеризующихся относительным постоянством мотивации, внешних условий и индивидуально-личностных особенностей, в сознании репрезентируются когнитивные схемы, не требующие реорганизации. Регуляция деятельности в этом случае не перестает быть сознательной, но осуществляется на поверхностном уровне, не требующем анализа элементов и их связей для реорганизации. В ситуациях изменения либо внутренних условий (личностных критериев), либо мотивации, либо условий среды, регуляция приобретает развернутый циклический характер реорганизации когнитивных схем и мотивации в направлении согласования характеристик наличной ситуации и мотивации. Понятие «уровень рефлексии» отражает представление о степени развернутости и вариативности критериев согласования как процессе регуляции деятельности, согласуется с представлениями о быстрой и медленной рефлексии. Оба механизма регуляции придают деятельности осознанный характер, но лишь развернутая рефлексия может интерпретироваться как процесс принятия решения. Принятие решения в рамках развиваемой модели описывается как стадия рефлексивной регуляции деятельности, обеспечивающая определенность, целостность, направленность и оптимальность. Таким образом, источник регулятивной активности – репрезентированная в сознании система мотивов в виде иерархической структуры соответствующих предметов. Мотивация как специфический источник регуляции активирует элементы опыта – представления о ситуациях, соответствующих мотивам, в виде когнитивных схем, обеспечивающих организацию познавательных процессов. Актуализируются также схемы поведения, соответствующие мотивации и когнитивным схемам. В едином пространстве сознания представлены содержания когнитивного компонента в соответствии с когнитивной схемой характеристик ситуации, структура характеристик признаков предметов (состояний) нужды, схемы возможных форм активности, обеспечивающих переход от наличного состояния к желаемому. Направлениями воздействия при регуляции являются когнитивные процессы и схемы будущих действий, критериями регуляции - совпадение признаков ситуации и характеристик мотивации. Особое внимание было уделено факторам мотивационной устойчивости. Специальному рассмотрению был подвергнут фактор профессиональной среды. Совокупность переменных внешних условий, соответствующих мотивационным особенностям профессионала, может быть определена как профессиональная среда, обуславливающая возможности реализации потенциала субъекта и удовлетворенность трудом. Речь идет о характеристиках организации и профессионального сообщества, оцениваемые субъектом как возможности или ограничения реализации мотивационных устремлений. Удовлетворенность трудом, в этом случае, определяется как субъективная интегральная оценка отношения потенциала субъекта к профессиональной среде, определяющая особенности мотивации и регулирования деятельности. При высоком потенциале (и адекватном его осознании), наличии в профессиональной среде соответствующих условий достигается удовлетворенность, приобретающая характер мотиватора и способствующая развитию личности, совершенствованию деятельности и достижению новых результатов. В хорошей профессиональной среде даже ограниченный потенциал не только реализуется в полной мере, но и развивается по экстенсивному типу. Профессиональная среда, предоставляющая ограниченные возможности реализации потенциала профессионала и его устремлений, отрицательно сказывается на удовлетворенности за счет «упрощения» структуры мотивации, когнитивных схем, схем поведения, что имеет своим следствием ограничение возможностей совершенствования деятельности и развития личности. Результаты исследований могут быть использованы для решения научно-практических задач обеспечения успешности профессиональной деятельности, поддержки организационных решений. Участие в конференциях: 1. Всероссийская научная конференция «Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза», Москва, 3 апреля 2012 г. Научное сообщение: «Методология естественно-научного анализа как основа исследования психологических механизмов регуляции деятельности и принятия решения».