ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Целями научно-исследовательской работы «Разработка деятельностной теории учения и ее приложение к решению педагогических проблем» выступили изучение изменения характеристик учебно-воспитательного процесса при перестройке содержания и технологии обучения и воспитания с позиций деятельностного подхода, анализ проблем реализации ФГОС, а также разработка дидактических приложений к решению педагогический проблем. Анализ накопленного в рамках деятельностного подхода к учению большого количества эмпирического материала доказывает высокую эффективность активно-деятельностного способа обучения в противовес традиционному объяснительно-иллюстративному, преобладающему в практике обучения. Особенно актуальным является исследование изменения характеристик учебно-воспитательного процесса при перестройке содержания и технологии обучения и воспитания с позиций деятельностного подхода. В результате теоретико-методологического анализа определены перспективы развития теории деятельности в сравнении с основными методологическими подходами в психологической науке, описаны современные положения теории учения, показана зависимость усвоения знаний от вида деятельности, в которых знания могут функционировать, выявлены условия формирования системности знаний, отвечающие требованиям, предъявляемым к третьему типу ориентировки. Реализация современной реформы образования на принципах деятельностного подхода диктует необходимость анализа современного состояния развивающего обучения, выявлены проблемы адаптации принципов развивающего обучения к изменившимся условиям функционирования массовой общеобразовательной школы. Сделан анализ ориентировочно-исследовательских действий обучающихся, третий тип которых позволяет отражать изучаемый материал как частный случай более общей закономерности, более общего метода анализа соответствующей предметной области. Раскрываются теоретико-методологические основы проектирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования. Описываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся, лежащих в основе умения учиться. Выявлен низкий уровень готовности студентов-педагогов к формированию у школьников общеучебных умений. Показана необходимость формирования логических приемов мышления с позиций деятельностного подхода, связанная с низким уровнем функционирования стихийно сформированных логических операций школьников и студентов. Экспериментально показано, что успешность усвоения знаний при информационном методе обучения связана с уровнем развития, прежде всего, логического мышления. Реализация деятельностного подхода в коррекции учебной деятельности выявила проблему готовности учащихся к усвоению познавательных действий. Проведено исследование приемов, способов и условий оптимизации состояния психологической готовности учащегося. Предложена новая модель мотивации учебной деятельности. Экспериментально выявлены виды мотивации, способствующие или препятствующие академическим и профессиональным достижениям, а также субъективному благополучию субъекта деятельности. С позиций деятельностной теории учения описаны принципы построения методики обучения, проведены экспериментальные проверки серии обучающих методик (методика обучения письму, чтению, начальным логическим приемам мышления, иконописи и др.) и внедрены в систему образования (на примере курсов химии, биологии, математики, обучения иконописи.). Разработаны системы игр для эффективного развития метакогнитивных, регулятивных, коммуникативных и личностных умений у детей дошкольного возраста, способствующих инициативности к исследовательской деятельности. Выявлены проблемы готовности педагогов к формированию универсальных учебных действий. Изучались представления педагогов о собственных коммуникативных компетенциях. Разработаны рекомендации по решению педагогических проблем в практике образования. Обоснована необходимость дальнейших исследований в направлении разработки дидактических приложений к решению педагогических проблем на базе деятельностного подхода к учению.