ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Статья посвящена VI Московской международной художественной биеннале. Нынешняя биеннале сделана в военное время, в кризисных условиях, вопреки официальной политике и умонастроениям граждан России. Кураторы Барт де Баре, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен отказались от идеи большого выставочного блокбастера в пользу «эстетики взаимодействия», работы в режиме воркшопов и создания произведений in situ, перформативных практик и диалогов со зрителями. Это очень мудрый шаг. Ведь тема огромных выставочных блокбастеров устала, что особенно очевидно по нынешней Венецианской биеннале. Контакт с событиями искусства сильно притупляет заданный шаблон с освоением огромных бюджетов, необходимостью играть по правилам международной институциональной бюрократии, создавать из сотен произведений подобие товарного конвейера, продукты с которого потребляются пресыщенной публикой. Даже в случае в выдающимся куратором Венецианского форума Окви Энвейзором инерционная сила оказалась мощна и впечатления усталости, тавтологии и умножения общих мест избежать не удалось. Так что формула Николя Буррио «эстетика взаимодействия» работает подобно палочке-выручалочке. Расколдовывает от пут капиталистического товаропроизводства. О такой палочке-выручалочке грезилось сразу, после общения с большим выставочным блокбастером в Венеции, подогреваемым страстями вокруг музыкального аналога производства звуков на поток и далее на рынок – Конкурса Чайковского (ссылка: http://di.mmoma.ru/news?mid=1860&id=681). Загвоздка в том, что три куратора нынешней Московской биеннале не априори двигались к подобному «левому», «нонспектакулярному» формату, а выбрали его вынужденно.