ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Близится пора экзаменов — непростой период и для школьников, и для их родителей. В статье раскрываются вопросы как помочь детям перенести экзамены: что в этом плане могут сделать школа, психологическая служба школы, родители и сам ученик. Существует огромное количество факторов, влияющих на уровень предэкзаменационного и собственно экзаменационного стресса: значимость результата; здоровье; навыки саморегуляции; прошлый опыт; тревожность. Каждый человек переживает и действует в ситуации экзамена по-своему, уникально, при этом последствия могут быть разными: способствующими развитию личности, сравнительно нейтральными, а также отрицательно отражающимися на физическом и психологическом здоровье и развитии. Умению сдавать экзамены обычно никто специально не обучает, вместе с тем приобрести такие навыки очень полезно. Но часто родители, психологи, учителя сталкиваются с противоречивой ситуацией, если речь идет о подростках с недостаточным опытом в плане экзаменов: они сами не высказывают просьб о помощи и даже могут внешне противодействовать взрослым, которые предлагают свое участие, однако при этом испытывают потребность в поддержке. Подготовка к экзаменам — это, по сути, командная работа, в которой принимают участие педагоги, учащиеся, родители, школьные психологи. Она включает в себя: вопросы организации питания, труда (обучения, повторения) и отдыха; рабочего места; доступа к необходимым источникам информации; укрепления стрессоустойчивости; профилактику негативных последствий экзаменационного дистресса. Но эксперты рекомендуют не пытаться избавить детей от предэкзаменационного стресса полностью — в небольших количествах он помогает мобилизоваться на преодоление трудностей.