ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Битва при Ватерлоо, двухсотлетие которой широко отмечается в этом году, в глазах современников и потомков была событием исключительного масштаба – с низложением Наполеона уходила в прошлое эпоха Империи и эпоха Революции. Как на этот исторический вызов отвечает литературное воображение? Свобода и тирания, «старый» и «новый порядок», «дух нации» и индивидуальный творческий «гений», возвышенная героика и ирония истории – как размышлять об этом на языке художественной литературы? Лекция посвящена романам Стендаля, Уильяма Мейкписа Теккерея, Виктора Гюго, поэмам Байрона – трагической риторике и лирическим излияниям, фигурам умолчания и приемам намеренного снижения эпического пафоса, «точке зрения» автора и персонажа и способам ее создания. Речь пойдет и о том, как Ватерлоо и судьба Наполеона из предмета историко-литературного осмысления могут превратиться в важнейший факт личного творческого опыта – стать особенной метафорой, у Байрона и Стендаля отсылающей к триумфам и поражениям собственной литературной биографии. Однако литературное воображение обретает форму не только в произведениях, впоследствии ставших классикой, поэтому внимание заслуживает и целый пласт литературы, ныне забытой, но когда-то любимой английскими и французскими читателями – героические поэмы и приключенческие романы, в которых на протяжении XIX в. сохранялась историческая память о битве при Ватерлоо.