![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Возрождение понятия «интеллигенция» было связано с личным решением И. В. Сталина. При этом рамки «интеллигенции» расширялись до крайности, включая в себя всех «служащих» (работников умственного труда). Преодолевая социал-демократическую традицию, Иосиф Виссарионович решил провозгласить себя законным сыном «неистового Виссариона» Белинского. Тем самым интеллектуальные силы подверстывались к власти, а сама власть (в том числе бюрократия) получала «правильное», прогрессивное именование. К 1960-м гг. советская идеология пришла к тезису о слиянии народа и «интеллигенции», причем первый по своему характеру должен был подтянуться к работникам умственного труда. Понятие перестало быть ругательным. В интеллектуальной среде возродились элитистские представления, отчасти восходившие к дореволюционной традиции (народники, С. Н. Булгаков). Их можно рассматривать и как продолжение официального тезиса, и как его диалектическое отрицание, вызванное стремлением научно-технических и гуманитарных «интеллигентов» к самосохранению. Иными словами, сторонники представления об элитарности «интеллигенции» предлагали народу себя на своих собственных условиях, главным из которых являлось перевоспитание народа, смена его поведенческой модели. Идея элитарного характера «интеллигенции» вызвала критику как со стороны официальной идеологии, так и со стороны христианско-демократических общественных кругов (последние также апеллировали к традиции начала ХХ в.). Близкий к этим кругам А. И. Солженицын тем не менее поставил вопрос о создании новой партийной «интеллигенции» как прямой альтернативы советскому (ленинско-сталинскому) проекту. Сталин и Солженицын тем самым образовывали два полюса в послереволюционном сотворении положительного мифа об «интеллигенции».