ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Кнут Гамсун (1859 – 1952) – норвежский писатель, один из наиболее популярных европейских авторов рубежа XIX – XX веков, лауреат Нобелевской премии по литературе (1920 г.). В творчестве Гамсуна на протяжении всего его развития прослеживается авторская рефлексия на тему отдельной личности и человечества, судьбы родной Норвегии и всей Европы. Творчество Гамсуна эволюционирует от неоромантических мотивов и критики буржуазного мировосприятия к апологии традиционного общинного сознания. По словам Вяч.Вс. Иванова, «Гамсун принадлежал к тому кризисному периоду в истории европейской литературы, который следовал за эпохой Достоевского и Ницше и в большой степени нес в себе отпечаток трагических вопросов, сформулированных этими властителями дум». Традиционные ценности европейской культуры замещаются высокими художественными достижениями новой эпохи, и это становится возможным благодаря развитию сознания человека по пути индивидуализма. Наследию Гамсуна присуще новаторство в духе его времени, но его творческий взгляд оригинален даже сквозь призму модернизма. Как пишет англо-немецкий исследователь П. де Мендельсон, «проза Гамсуна является уникальной частью модернистской литературы из-за своей внутренней свободы и отсутствия схем». В этом она подобна природе, которую воспевает норвежский автор: для природы также не существует законов и ее нельзя создать искусственно. Яркой иллюстрацией системы ценностей Гамсуна являются его публицистические работы разных лет. Критический настрой писателя, заметный в программных статьях о литературе 1888 – 1891 гг. и в очерке «О духовной жизни современной Америки» находит художественное воплощение в его ранних романах, в которых он создает ряд персонажей, олицетворяющих конфликт человеческой души с рационализмом цивилизации. Индивидуалистические настроения раннего творчества постепенно сменяются в прозе Гамсуна тревогой за будущий облик Европы и всего человечества по причине роста рыночных отношений и урбанизации, что можно проследить на примере «трилогии об Августе» и «романов о странниках». Попытка выработать альтернативный взгляд на дальнейшее развитие Европы заметна в романе «Плоды земли», за который Гамсун получает Нобелевскую премию. В противовес современным тенденциям общественного развития писатель находит свой идеал в образе простого крестьянина, превращающего дикий лесной край в плодородную ниву. Ориентиром для европейцев, с точки зрения Гамсуна, должно быть общинное сознание и традиционные ценности. Лейтмотивом последних произведений Гамсуна является чувство обреченности человечества в буржуазном мире. Завоевавший широкое признание в литературной общественности, писатель вступает в открытую схватку с новым миропорядком, поддержав нацистский режим в Германии, и на этом пути терпит крушение. Подобно Достоевскому и Ницше став властителем дум для своего поколения, Гамсун не смог повторить их судьбу: в памяти современников и потомков о нем остается двойственное впечатление. Но в этом заключается его уникальность, ведь история Гамсуна для нас – это история одновременно писателя и человека. Крах Гамсуна как личности в глазах современников приводит к краху Гамсуна-автора: на долгий период его творчество оказывается незаслуженно забытым во многих странах Европы. Исключением можно считать ФРГ, литературоведческое наследие которой представляет собой необходимую базу для современного гамсуноведения. Нет сомнений в том, что Гамсуна глубоко волнует идея Европы, к культурному наследию которой он питает искреннюю любовь, желая ей лучшей доли – в том виде, в каком он ее себе представляет. Об этом свидетельствует последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках». Гамсун – сын своего века и в то же время гениальный антипод большинства современников – коллег по литературному цеху. Критика прогресса и возвращение к традиционному общественному устройству как центральные мотивы в творчестве норвежского писателя представляют собой полноценный и оригинальный взгляд на идею Европы, а также являются важным штрихом к иллюстрации XX века с его противоречивыми устремлениями.