ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Описаны два метода определения координат трасс магистральных трубопроводов (МТ) и их дефектов. Первый метод основан на многоточечных измерениях координат маркеров, доступных наземным измерениям с помощью приемников DGPS/ГЛОНАСС и с последующей аппроксимацией межмаркерных траекторий трассы по сигналам одометров, датчиков дефектов внутритрубных снарядов-дефектоскопов и нанесением на компьютерную карту траектории и местоположения дефектов МТ. Второй метод основан на непрерывном определении координат трассы МТ по сигналам БИНС, установленной на внутритрубном снаряде-дефектоскопе (ВСД) и интегрированной со всеми средствами измерений, применяемыми в первом методе, но с другими алгоритмами постобработки информации. Даётся сравнение достоинств и недостатков указанных методов и, как следствие, формируются требования к точности и другим параметрам инструментария для обоих методов. Для второго метода анализируются особенности алгоритмов функционирования системы, вводятся и анализируются уравнения ошибок, а также определяются допустимые погрешности БИНС, при которых можно достоверно определять локальные смещения МТ в результате сезонных изменений плотности, температуры и подвижек грунта. Такие смещения участков МТ приводят к напряжённо-деформированному состоянию и, как следствие, стресс-коррозионному растрескиванию стенок трубопровода, что является одной из основных причин крупных аварий на МТ. Показано, что достижимые погрешности определения локальных смещений могут составлять величины до десятых долей метра.