![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сердце в будущем живет Настоящее уныло Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило. А.С.Пушкин Пушкинский эпиграф говорит о синтетическом восприятии прошлого и будущего, утерянного в эпоху Чехова. Действительно, Сердце в будущем живет – об этом часто говорится у Чехова. Настоящее уныло – сколько угодно. Все мгновенно, все пройдет – да, Что пройдет, то будет мило – об этом у Чехова ни слова. Но если современный читатель посмотрит беспристрастно, он может убедиться, что не так уж плохо жили герои Чехова, Андрей, «Три сестры», Дядя Ваня, Душечка, Лаевский, доктор Астров, Ариадна, литератор Тригорин и многие другие, которые вспоминали с ностальгией о прежней жизни, находясь в эмиграции. Чехов в его время этого не увидел и поэтому не показал. Лишь в повести Степь [1] описана сцена откровений спутников маленького Егорушки с восхвалением прошлого: Егорушка понял, что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своем прошлом они, все до одного, говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением. И здесь, конечно, выступает в полный рост ирония Чехова. Что такого прекрасного было в прошлом этих людей? Чем оно лучше настоящего? Тут уместно вспомнить рассказ Чехова «Счастье», где собравшиеся у ночного костра люди рассуждают о счастье, где-то там, вдали, в виде зарытого клада, и не чувствуют, что счастье их именно здесь и сейчас. В художественных произведениях Чехова лемма будущее встречается 158 раз [2]. В НКРЯ [3] имеется 52 текста, содержащих 102 примера с леммой будущее. Причем в статистике все они отнесены к существительным, прилагательных вовсе нет. В то же время «будущий фундамент» правильно отнесен как коллокация прилагательного и существительного. Но этот недочет лежит на совести создателей НКРЯ и мы не будем на этом сосредотачивать внимание читателя. Ирония относится к рассуждениям героев Чехова о будущем. Лучше всего можно определить его отношение к настоящему и будущему из названия Диссертации «О настоящем и будущем собачьего налога», которую герою никак не удавалось начать писать из-за происков «разноцветных девиц». Помимо откровенно юмористического рассказа «Брак через 10-15 лет» Будущее с большой буквы остается в мечтах героев Чехова. Петя Трофимов в «Вишневом саде» патетически восклицает «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Эта пьеса является темой многочисленных спекуляций, как на уровне учеников средней школы, так и на уровне маститых литературоведов. А ведь кто такой этот Петя Трофимов? Это приживал, недоучившийся вечный студент, которого терпят в имении Раневской – Гаева, возможно, благодаря всяким красивым словам, как Фому Опискина в «Селе Степанчикове» [4] Кого может увлечь этот призыв студента, кроме, разве что, юной Ани, готовой бежать с ним в Москву, чтобы, вероятно, поступить на Бестужевские курсы. Чем кончаются такие юношеские порывы показано в судьбе Нины Заречной в «Чайке». В том же «Вишневом саде» лексема Будущее встречается лишь однажды в хрестоматийном обращении к Шкафу: Гаев: Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания. Так вот кто внушал веру в будущее! Столетний, вероятно, изъеденный жучком, шкаф. Рассуждают возвышенно о будущем люди, которые не делают ничего для его наступления и, напротив, люди действия не любят говорить о будущем. Сразу после монолога о шкафе Лопахин, настоящий деятель, роняет мимоходом «Да», а что еще скажешь, и торопится уйти, по своим, важным, купеческим делам, make money. Антитеза прошлое – настоящее – будущее. У Чехова настоящее и будущее всего человечества связано с настоящим и будущим каждого человека. В позднем рассказе Невеста (1903), героиня Надя, отказываясь от прошлого, надеется на будущее: А когда сели в вагон и поезд тронулся, то всё это прошлое, такое большое и серьезное, сжалось в комочек, и разворачивалось громадное, широкое будущее, которое до сих пор было так мало заметно. Надя сбегает в будущее из тоскливого настоящего, опять с помощью недоучившегося больного мечтателя Саши, но будущее все не наступает и через год, когда навестив родной город, она опять живет надеждой на него. Это уже грустная самоирония умирающего писателя, уже бессильное признание, что прозреть будущее ему не дано. Еще один человек, потерявшийся в настоящем, Андрей Сергеич в «Трех сестрах», ожидает хорошего только от будущего. «Настоящее противно, зато когда я думаю о будущем, то так хорошо !» – прямо по Пушкину. Кто такой этот Андрей – опять неудачник, недовольный жизнью, обманутый муж, опять играет на скрипке, мастерит рамочку для сестер, в общем, ничтожный. Почему именно ему вложил Чехов слова о будущем – опять грустная ирония. Девушка Надя («У знакомых») тоже мечтает о будущем: Совершенно незнакомая с трудом, она теперь была воодушевлена мыслью о самостоятельной, трудовой жизни, строила планы будущего — это было написано на ее лице, и та жизнь, когда она будет работать и помогать другим, казалась ей прекрасной, поэтичной. У девушки, не знакомой с трудом, вряд ли сбудутся ее надежды. Это грустно, но логично. Чехов не обольщается на этот счет. Фиаско постигает ее и в отношении личной жизни, предполагаемый жених сбегает из их дома. А вот человек, который действительно трудится – доктор Астров («Дядя Ваня» ) говорит: Я берусь за самые трудные операции и делаю их прекрасно; я рисую самые широкие планы будущего; в это время я уже не кажусь себе чудаком и верю, что приношу человечеству громадную пользу... громадную! Но что у него в настоящем – пьянство с Дядей Ваней, придуманная любовь к замужней Елене Андреевне, отвергнутая любовь Сони, в общем – вид разлагающегося человека. Примеры можно умножать, но образ Чехова, как пророка светлого будущего, не может поддерживаться, исходя из его произведений. Чехов не знал, не видел будущего. И в этом он был честен перед собой и перед читателем, воспитанная скромность не позволяла ему увлечься беспочвенными фантазиями. Если он изображал Будущее, то только юмористически, как в «Браке через 10-15 лет». Антон Павлович Чехов мало писал о будущем в своих произведениях. Он был скорее заинтересован в отображении реальности и повседневной жизни своих персонажей. Чехов сосредоточился на анализе современности и межличностных отношений, чем на предсказании будущего. Его произведения сконцентрированы на изображении человеческой натуры, душевных переживаний и общественных проблем его времени. Библиография 1. Все цитаты из произведений Чехова даются по Полное собрание сочинений и писем А.П. Чехова в 30 томах: Наука. Москва 1985 2. Потемкин С.Б. Авторский корпус и словарь языка Антона Чехова // ТРУДЫ международной конференции "Корпусная лингвистика – 2015", Санкт-Петербург, 2015, с. 382-389 3. https://ruscorpora.ru/ электронный ресурс, посещение 22.09.2023 4. Ф.М. Достоевский Собр. соч. в 15 тт. т. Л.: Наука, 1989–1996.