ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Новый 2024 год – год русского языка в странах СНГ, 225-летие со дня рождения основателя национального русского языка А.С. Пушкина, а также важный год для педагогов и наставников для разработки и внедрения инновационных методик и подходов к системе образования, важной составной частью которого является обучение национальному русскому языку и великой отечественной литературе. Специалисты должны решить две задачи по сохранению русского языка в мире: обеспечить достойный уровень знаний, общей грамотности граждан России и тем самым – глобальную конкурентоспособность, притягательность русского языка как современного, живого, динамично развивающегося средства общения. Вторая [задача] – реализовать действенную систему поддержки русской языковой среды за рубежом в информационной, образовательной, гуманитарной сферах [Путин, 2024]. Современный преподаватель в средней и высшей школе, независимо от профиля его специализации, обязан быть квалифицированным носителем академической и разговорной норм родного языка. Им учитывается актуальный антропоцентрический, лингвофилософский поворот в научном, педагогическом и публицистическом дискурсах. В центре внимания – Homo loquens (человек говорящий) и Homo ludens (человек играющий). С максимой М. Хайдеггера «Язык — дом бытия!» органично сочетается теория «Языковых игр» Л. Витгенштейна и концепция М. Кронгауза гласящая о том, что «язык как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места». Вслед за интерпретацией Н. Арутюновой дискурса как «речи, погруженной в жизнь», языковые игры можно квалифицировать как «дискурсивные игры», перечень которых практически бесконечен, учитывая многообразие видов, форм и способов человеческой деятельности. Соединение вышеуказанных научных концепций позволяет фундаментально выстраивать современную институционально ориентированную коммуникативную деятельность профессорско-преподавательского состава в современном полидискурсивном социуме. Отличительной чертой речевого поведения в современном обществе является резкое отклонение повседневной нормативной речи носителей русского языка до уровня «девиантного узуса», нарушающего общепринятые правила кооперативного поведения. Последний, ставший нормой большинства дискурсов – политического, дипломатического, рекламного и др., изобилует инвективной лексикой, унижающей честь и достоинство адресата и строится на уровне «профанного языка» как характерной черты современной речевой антикультуры. В сложившейся ситуации научно-практическое направление «Коммуникативная конфликтология» должна стать неотъемлемой частью соответствующих учебных программ в школе и вузах. Основой учебных практик должна стать борьба с «молодежными профанными сленгами». Из современной литературы, языка театральных подмостков, публичной речи и т.д. следует исключить обсценную лексику в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Таким образом, учёные, преподаватели и широкая общественность выполнят завет А. Ахматовой по сохранению величия русского языка: И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки (1942 г.).