ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последнее время актуальной темой научных дискуссий стала проблема транснационализма в американской культуре; однако литература США не смогла бы состояться как транснациональное явление, если бы не подъем культурного национализма в эпоху модернизма (1910-1930-е гг.). Культурно-националистический модернистский проект, призванный обеспечить Соединенным Штатам культурное лидерство в начинающемся новом веке, возникал и утверждался в полемике с европоцентристским крылом американского модернизма. Проблема самоопределения перед лицом Старого Света осознается в этот период на качественно новом уровне. Две составляющих «американского комплекса» — ощущение своего родства с Европой и утверждение своей независимости от Европы – резко поляризуются. Уже в 1910-х отчетливо обозначается размежевание модернистов на два лагеря. В первом случае это переезд в Европу и выбор судьбы экспатрианта (Элиот, Паунд, Хильда Дулитл и др.), обычно сопряженные с убеждением, что американская почва малопригодна для творчества (пожалуй, единственное исключение – Г.Стайн). Второй лагерь объединял американских «почвенников» — тех, кто, побывав в Европе, вернулся на родину с убеждением, что миссией современного американского художника должно стать созидание национальной культуры, радикально отличной от культуры Старого Света: У.К. Уильямс, Ш. Андерсон, У. Фрэнк, ряд влиятельных критиков (Ван Вик Брукс, Генри Л. Менкен, Рэндольф .Борн и др.), сообщества, сложившиеся вокруг модернистских журналов Seven Arts, Pagany, Blues, Soil, наконец, Г. Стайн, чьи идеи внесли немалый вклад в культурно-националистический концепт американского модернизма, «Европоцентристы» и «почвенники» придерживаются противоположных взглядов на проблему отношений Европы и Америки. Таким образом, бунт американского модернизма против «родимых пятен» пуританства – антихудожественного духа коммерции и биржи, плоского морализма викторианской «благопристойности (gentility) направляется в два противоположных русла. Европоцентристы избирают в качестве противоядия от «вина пуритан» максимально полное приобщение к добуржуазной европейской традиции – культуре античности, средних веков, Ренессанса. Они выдвигают идею «европейского единства», интроекции и усвоения / «переваривания» европейской культурной традиции (Paideuma), реставрации добуржуазных культурных ценностей (восстановление «цельности восприятия») «Почвенники» отстаивают культурную суверенность Америки («Америка ведет начало не из Европы, но из Америки» - У.К. Уильямс), связывают удушающую атмосферу секуляризованного пуританства, буржуазности со следованием по европейскому пути развития, что чревато преждевременным «старением» и превращением американского континента в убогую копию Старого Света. Они провозглашают «новое открытие» Америки – допуританской и даже доколумбовой. Программа культурно-националистического строительства включает конструирование модернистского примитива, сотворение «новосветной утопии», поиск «американского языка», «американского объекта», утверждение принципа «местное –единственный путь ко всеобщему» ; новый смысл обретает идея «Великого американского романа». Главными целями становятся самоутверждение перед лицом Старого Света, преодоление комплекса «отсталости», «вторичности», утверждение самобытной национально-культурной идентичности и заявка на культурное лидерство на основании «американской всеобщности», «универсальности» американской культуры. ХХ век должен стать веком Америки, а не Европы («Пока остальные европейцы еще находились в девятнадцатом веке» «американцы… оказались естественными основоположниками двадцатого века» ); теперь не Европа, а Новый Свет становится синонимом не только Запада, но и вообще «человечества будущего». Литература: 1.Wertheim A.F. The New York Little Renaissance: Iconoclasm, Modernism and Nationalism in American Culture, 1908-1917. N.Y.: New York University Press, 1976. 276 p.; 2.Alexander C. C. Here the Country Lies: Nationalism and the Arts in the Twentieth Century America. Bloomington, ID: Indiana University Press, 1980. 336 p.; 3.T.S.Eliot, Dante and the Idea of Europe / Ed.by P.Douglas. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing 2011 4.Ezra Pound and Europe / Ed. by R.Taylor, C.Melchior. Amsterdam –Atlanta, GA: Rodopi, 1993. 5. Ickstadt H. American Literary History in a New Key. A Presentation at American Studies Symposium, Salzburg Global Seminar, Fri 24 Sept-Tue 28 Sept 2010. URL: http://fora.tv/2010/09/27/Heinz_Ickstadt_American_Literary_History_in_a_New_Key