Аннотация:Объект исследования: умение распознавать ситуации коррупционного взаимодействия.
Предмет исследования: психологические условия формирования умения распознавать ситуации коррупционного взаимодействия.
Гипотеза исследования: умение принять антикоррупционное решение в ситуации морального выбора связано с уровнем развития антикоррупционной компетенции.
Цель исследования: выяснить, как уровень развития антикоррупционной компетенции связан с принятием решения в ситуации морального выбора.
Нами было проведено экспериментальное исследование. В соответствии с его результатами мы делаем следующие выводы:
1. Было определено, что в понятие «коррупция» включены три признака: наличие должностного лица в качестве субъекта, злоупотребление должностными полномочиями, извлечение выгоды из сделки. Эти три признака обязательно включены в понятие «коррупция».
2. Были исследованы виды и последствия коррупции. Особенно важную роль играют психологические последствия из-за роста толерантности к коррупции и пренебрежительное, простительное отношение к ее проявлениям; отнесение ее к «обычной практике», что чревато появлением еще большей коррупции.
3. Были исследованы методы борьбы с коррупцией и противодействие ей. Было отмечено, что одной из приоритетных форм борьбы с коррупцией является развитие и формирование антикоррупционной компетенции у студентов и учеников. Становится важным вопрос об антикоррупционном просвещении. Антикоррупционная компетенция содержит 4 компонента: мотивационный, эмоциональный, внешние проявления в ситуации антикоррупционного взаимодействия, когнитивный компонент. В поле нашего внимания попал малоизученный когнитивный компонент антикоррупционной компетенции, который обычно связывается с моральными качествами и ценностями личности, которые не позволяют ей преступить рамки закона. Также, согласно подходу А.В. Хуторского, можно расширить данный компонент до вопросов познания.
4. Была выдвинута гипотеза о том, что уровень антикоррупционной компетенции (в данном случае, уровень умения распознавать коррупционную ситуацию) влияет на умение решать моральные дилеммы. Распознавание термина связано с опознанием его признаков, владение приемом подведения под понятие, заложенное в научной школе Н.Ф. Талызиной на основе научных работ П.Я. Гальперина и учениях о типах ориентировки.
5. На основе эмпирического исследования было выяснено, что гипотеза частично подтвердилась и между решением моральных дилемм и уровнем развития антикоррупционной компетенции есть связь, однако она касается только знаний о коррупции на основе трех ее признаков и нет связи между умением решать моральные дилеммы и кейсы с коррупционной ситуацией, то есть применять знания о коррупции на практическом материале. Таким образом, гипотеза была частично подтверждена.