ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Диссертационная работа представляет результаты эмпирического исследования особенностей самооценки у младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери. Актуальность работы определяется фундаментальным значением самооценки в структуре личности и тесной связью особенностей самооценки человека с его общим психологическим благополучием. Основные научные результаты диссертации состоят в том, что установлено значимое влияние эмоциональной привязанности к матери на такие сферы эксплицитной самооценки, как «общее самоотношение», «внешняя привлекательность», «поведенческая компетентность»; разработана методика исследования имплицитной самооценки, с помощью которой показано наличие в структуре самооценки младших школьников эксплицитных (осознаваемых и вербализуемых) и имплицитных (неосознаваемых) компонентов; получены эмпирические данные, свидетельствующие о влиянии эмоциональной привязанности на имплицитную самооценку младших школьников; установлено, что дети с надежной привязанностью чаще обладают конкордантно высокой самооценкой (эксплицитный и имплицитный компоненты характеризуются высокими значениями), тогда как детям с ненадежными типами привязанности в большей степени свойственно наличие дискордантных вариантов самооценки либо конкордантно низкой самооценки; установлено, что дети с различными типами привязанности и самооценки обладают отличительными поведенческими особенностями, что дети с надежным типом привязанности и высоким уровнем самопринятия значимо чаще используют адекватные стратегии поведения в эмоционально напряженных ситуациях успеха-неуспеха.