ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в 1) лонгитюдном прослеживании динамики изменения возрастных и индивидуальных показателей умственного развития тревожных и импульсивных детей на протяжении полутора лет обучения в школе и демонстрации относительной устойчивости данных вариантов развития; 2) применении метода поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина для выявления и описания индивидуально-типических особенностей познавательной деятельности и процесса усвоения у детей с высокой импульсивностью и тревожностью; 3) установлении картины умственного развития современного поколения детей, поступающих в школу, на основе системы критериев операционального развития (Ж.Пиаже) и 4)подтверждении прогностического значения этих критериев в отношении успешности освоения детьми математических понятий в рамках начальной школы. Показано, что умственное развитие детей с выраженной тревожностью и импульсивностью характеризуются качественными особенностями познавательной деятельности и процесса усвоения, а также своеобразием возрастной динамики в младшем школьном возрасте; в возрастном аспекте выраженные импульсивность и тревожность оказывают тормозящее влияние на общее умственное развитие детей; в условиях стихийного развития яркие проявления тревожности у младших школьников приобретают устойчивую форму, тогда как проявления импульсивности имеют тенденцию к сглаживанию.