Место издания:Издательский дом МГУ, ISBN 978-5-91304-807-3 Москва
Первая страница:427
Последняя страница:434
Аннотация:Статья написана по докладу на Международной научной конференции факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова "Язык. Культура. Перевод. Коммуникация". Редактор серии д.ф.н. Г.Г. Молчанова. Редактор 2 выпуска к.ф.н. доцент В.В. Робустова.
Статья посвящена аксиоло¬гическим аспектам цветовых харак¬теристик артефактов в XIX веке. В качестве исследовательского мате¬ри¬ала используются описания костюма, выполненные специа¬лис¬тами, и эксцерпции из худо¬жес¬твенной литературы. XIX век – это период, когда поиск русским язы¬ком цветовой субстанции приобрел основные признаки, присущие ему и в наши дни. Специфика этого пе¬риода в плане применения цвето¬лексем связана с бурным развитием ткачества и особым вниманием общества к сфере тканей и их цветов. Специфика заключается также в наличии большого разнообразия предметов одежды и модных трендов, затрагивающих и сферу цветообозначений. В XIX веке еще имеются типы тканей, выступающие лишь в одной цве¬товой версии и вызывающие одно¬значные цветовые ассоциации. например, александрийка / ксанд¬рейка – ткань красного цвета. В связи с развитием красителей и техники крашения ряд тканей перестает ассоциироваться лишь с одной / двумя цветовыми версиями, расширяя цветовую палитру. Так, если в древнерусский период развития русского языка бархат вызывал представление о двух цветовых версиях (сини и малиновы бархаты 'blue and crimson velvets'), то в XIX веке этих разновидностей уже столько, что специалисты в своих описаниях не останавли¬ваются на цвете бархата. Продол-жает развиваться цветовоспри¬имчивость, в то же время разви¬вается обобщенная концептуа-ли¬зация цвета, что проявляется в раз¬витии определений к слову цвет, служащему гиперонимом в отно¬шении всех цветовых маркеров. Пополняются ряды синонимов, например, для обозначения однотонных цветов формируется ряд одноцветная – однотонная – глад¬ко¬окрашенная – гладкая ткань. Раз¬виваются сравнения, метафоры и фразеологизмы на цветовой образ¬ной основе. Таким образом, проис¬ходит "элементарная" состыковка усложняющейся социальной жизни с усложнением сетки цветовых обозначений артефактов.
Ключевые слова: цветообозначение, лингвистика цвета, история языка, русский язык
AXIOLOGICAL DESCRIPTIONS OF COLOUR TERMS
AS A KEY FOR COGNITION OF EPOCHS' STYLE AND MODE
V. Kulpina (Moscow. Russia)
The lecture is focused on aspects of artifacts' colour descriptions in the 19th century. As a research material are used costume's descriptions made by specialists and belles-lettres ex-cerptions. 19th century is a period when searches of colour substance in Russian language gained their basic distinctive features. The period's spe¬cificity from the standpoint of colour terms' using is connected with impe¬tuous development of weaving and particular attention of the society to the textile sphere and coloration. The specificity consists also in a wide diversity of clothes and fashionable trends including also a color terms sphere. In the 19th century there are some types of textiles which have only one colour version with monosemantic colour associations, e.g. алек¬санд¬рийка / ксандрейка 'aleksan¬driyka / ksandreyka’ – is the textile of red colour only. In connection with development of dyes and the technique of dyeing some textiles do not already excite associations to only one or two colours widening color palette. So in Old Russian language period velvet was conceptualized as having two color versions (сини и малиновы бархаты 'blue and crimson velvets'), but in the 19th century there are so many color versions of this textile, that specialists do not mention the velvet's color in their descriptions. The ability of color reception and generalized conceptualization of colour is developing. The word цвет 'color' which serves as a hyperonym to all colour terms, has now many attributes. The lines of synonyms are fulfilled, e.g. synonyms to one-colour textile: одноцветная – однотонная – глад¬ко¬окрашенная – гладкая ткань. The similes, metaphors and idioms are developing on the color image base. So in such way "elementary" harmonization of complicated social life with com¬plicacy of color terms' net is going on.
Key words: term of color, linguistics of color, history of language, Russian language