Аннотация:Цель данной работы — выделить и описать условия и средства обучения, формиру- ющие зону ближайшего развития при усвоении элементарных математических пред- ставлений (ЭМП) в старшем дошкольном возрасте (в первую очередь представлений о величинах: длине, площади, массе, объеме и др.), а также проанализировать пред- ставленность этих условий и средств обучения в современных российских програм- мах дошкольного образования, выстроенных на основе ФГОС ДО. Отбор программ осуществлялся на основе процедуры PRISMA, в результате чего из 43 было выбрано 8 программ для анализа по выделенным критериям. Было выделено три типа наибо- лее распространенных средств обучения в ситуациях введения новых ЭМП: образцы (наглядная или словесная инструкция, правило), модели (схематическая репрезента- ция существенных отношений между объектами) и символы (символическая репре- зентация существенных отношений между объектами). В качестве основных условий обучения мы анализировали содержание и характеристики тех действий, в которых данные ЭМП усваиваются. Было показано, что при организации формирования пред- ставлений о величинах у старших дошкольников психологически более целесообразно подбирать условия, требующие осуществления действий подбора по величине, опос- редованного сравнения, а также измерения с помощью условных мер — обязательно в ситуациях представленности средств моделирования или символизации. Получен- ные результаты анализа современных российских программ дошкольного образова- ния свидетельствуют о том, что наиболее часто в них используется лишь одно сред- ство — наглядный образец или инструкция, причем формирование представлений о величинах осуществляется исключительно на основе действия непосредственного сравнения. Проведенное исследование позволит дать психологически обоснованные рекомендации педагогам, воспитателям и администрации дошкольных образователь- ных учреждений по выбору и реализации программ обучения ЭМП.