Аннотация:Полученные данные свидетельствует в пользу представления о том, что привязанность ребенка к матери можно рассматривать как одно из сущностных оснований для типологии индивидуально-личностного развития в онтогенезе. Типологические различия влияния привязанности были обнаружены в ходе исследования (совместно с Е.В. Пупыревой, 2007) становления такого важнейшего качества личности младшего школьника, как автономия (2007). Было показано, что хотя у детей с ненадежными типами привязанности имеет место внешне бóльшая самостоятельность, она отражает их стремление дистанцироваться от матери, поскольку взаимодействие с ней часто сопряжено с эмоциональным напряжением. В этом случае автономия оказывается преждевременной и вынужденной. В то же время младшие школьники с надежной привязанностью сохраняют высокую потребность в совместной деятельности и тесном эмоционально-личностном общении с матерью. В другом исследовании (совместно с И.А. Борисовой, 2007) обнаружились типологические различия связи эмоциональной привязанности к матери с особенностями самооценки детей в младшем школьном возрасте. При этом также выступила нелинейность указанной зависимости: характер привязанности оказывает существенное влияние на самооценку младших школьников в сфере общего самопринятия, внешней привлекательности и компетентности в поведении, но самооценка в сфере учебной деятельности, общения со сверстниками и спортивных достижений в меньшей степени подвержена влиянию привязанности. Показательно, что ненадежная привязанность и дисгармоничная самооценка выступают в качестве психологических условий использования младшими школьниками неадекватных стратегий поведения в эмоционально напряженных ситуациях.