Место издания:Издательство Московского университета Москва
Первая страница:321
Последняя страница:325
Аннотация:Становление комбинаторного мышления относится к малоизученным аспектам умственного развития, между тем комбинаторные способы рассуждения играют важную роль в общей структуре научного мышления: с ними связана способность субъекта систематически выявлять и учитывать все возможные варианты сочетания каких-либо признаков или событий. Целью данного исследования стало определение системы психологических условий, необходимых для формирования понятий комбинаторного мышления, и разработка на этой основе программы обучения учащихся средней школы обобщенному способу решения комбинаторных задач. Теоретическим основанием служили положения теории поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина, концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория стадий интеллектуального развития Ж. Пиаже. Исследование становления комбинаторного мышления у младших школьников (4-й класс) и подростков (8-й класс) охватывало три типа условий – стихийное развитие, школьное обучение и целенаправленное формирование.Результаты показали, что общая картина развития мышления учащихся характеризуется неравномерностью и ярко выраженными индивидуальными различиями. В обеих возрастных группах встречаются ответы как дооперационального, конкретно-операционального, так и уровня формальных операций. Необходимым психологическим условием развития комбинаторного мышления у детей и подростков выступает ориентировка на такие свойства множества и его подмножеств, как объем, а также состав, порядок и повторяемость элементов. Такая ориентировка формируется на основе действия по составлению наборов из множеств и раскрывает генетически исходные отношения трех основных типов комбинаторных соединений (размещений, сочетаний и перестановок). Для успешного освоения логических предпосылок комбинаторного мышления детям требуется специальная пропедевтика, в ходе которой они приобретают реальный (т.е. предметно-практический, а не только вербально-знаковый) опыт действия с множествами. Показано, что предложенная методика поэтапного формирования действия по составлению наборов из множеств (вместе с предшествующей ей пропедевтикой) обеспечивает полноценное усвоение учащимися понятий математической комбинаторики.