Аннотация:В статье рассматривается возможность концептуального определения земских изб, ратуш и магистратов как органов самоуправления или как органов государственного управления. Для выяснения того, по каким критериям следует проводить подобные демаркации, анализируются существующие в историографии подходы, а также опыт современной юриспруденции. Полученные с помощью этого синтеза критерии применяются к тем примерам, которые отразились в делопроизводственной практике данных учреждений. В результате этого автор приходит к выводу о том, что в реальной практике принципы самоуправления были воплощены в российских городах отнюдь не равномерно: в некоторых городах они нашли яркое выражение, в других они практически не считываются. Из этого следует, что реализация принципов самоуправления на практике зависела от потребностей и возможностей каждого отдельного посада. При этом административно-бюрократические функции этих учреждений остаются неизменными. На этом основании сделан вывод об административно - бюрократической принадлежности указанных учреждений, однако при определенных условиях они могли приобретать существенные черты самоуправления.