Аннотация:В статье на основе критического рассмотрения существующих кон
цепций психологического анализа урока выдвигается модель анализа
урока, разработанная с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Как по
казывает критический обзор, основные существующие в традиционной
дидактике модели психологического анализа урока связаны с оценкой сте
пени реализации на уроке условий для эффективного функционирования
психических процессов учащихся и самого процесса учения. В основе этой
модели лежит идея, что качественный урок должен максимально задей
ствовать различные виды психических процессов (процессы мышления,
памяти, внимания, воображения и т.д.). С точки же зрения деятельностного
подхода психологический анализ предполагает оценку того, насколько
виды активности, реализуемые детьми на уроке, адекватны поставленным
учителем целям урока. Таким образом, в основе деятельностной модели
анализа урока должна лежать идея о том, что качественный урок — это
урок, в котором учащиеся осуществляют деятельность, психологиче
ски адекватную заданным целям. В статье предлагается пять основных
критериев психологического анализа урока, которые, по мнению автора,
соответствуют принципам деятельностного подхода: 1) особенности по
становки целей урока, 2) степень адекватности выполняемых учащимися
действий заявленным целям урока, 3) особенности предлагаемых учителем
средств выполнения действий, 4) особенности контроля и обратной связи
и 5) особенности оценивания действий учащихся. На основе этой модели
разработана и представлена в статье авторская схема психологического
анализа урока, которая может лечь в основу оценки уроков вне зависи
мости от системы обучения.