ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В соответствии с поручением Роскомнадзора РФ Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова в составе факультетов психологии, журналистики, факультета искусств, и с участием аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации была разработана Концепция информационной безопасности детей и подростков. Правовой основой разработки Концепции стали Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", законодательные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты и официальные документы, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности детей. Проведенный анализ исследований потребления детьми и подростками информационной продукции подтвердил, что в современном информационном обществе СМИ и СМК являются одним из ведущих каналов социализации детей и подростков наряду со школой и семьей. Воздействие СМИ на личностное и интеллектуальное развитие ребенка, его психическое здоровье и эмоциональное благополучие существенно. Исходным для разработки Концепции стало положение о двух аспектах информационной безопасности детей и подростков - аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды и аспекте создания условий развития на основе проектирования информационной среды, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка. Обосновано определение информационной безопасности детей как защищенности ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации ребенка, его оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. На основе зарубежных и отечественных исследований влияния информационной продукции на развитие и здоровье ребенка, анализа контента информационной продукции были выделены основные направления воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка, релевантные критериям информационной безопасности: развитие мировосприятия детей и подростков, психологическое благополучие, ценностное, моральное-этическое, духовное развитие; усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье; формирование гражданской идентичности и толерантности личности; развитие этнической, гендерной и личностной идентичности; развитие системы социальных и межличностных отношений и общения со сверстниками и взрослыми; удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, развитие когнитивных и творческих способностей, эмоциональное развитие и благополучие, а также создание рисков десоциализации, возникновения и закрепления девиантного и противоправного поведения, совершения действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью. Анализ вредного контента информационной продукции установил риски навязывания норм, ценностей, образа жизни криминально ориентированной и маргинальной среды; явной и скрытой пропаганды потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, половой распущенности, крайних, патологических проявлений сексуальности человека, оправдания и откровенного поощрения широкого употребления ненормативной лексики; популяризации способов подготовки, совершения и сокрытия преступлений и иных опасных правонарушений, «разъяснения» преимуществ и неизбежности (даже некоей фатальности, заданности якобы национальными корнями, традициями, общемировыми тенденциями социального развития и иными надуманными или притянутыми факторами) незаконопослушного образа жизни; пропаганды культа насилия и жестокости, осуществляемой посредством СМИ, рекламы, а также с использованием современных телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», разрушения традиций семейного воспитания и разрыва родственных связей, сексуальное растление детей, девальвации нравственности, снижения культурного уровня. Выявлено нарушение целостных культурных эталонов и кодов, призванных обеспечить социализацию и формирование гражданской идентичности; очевидный дефицит аксиологически ориентированных на формирование общественных, государственных, патриотических ценностей контентов, подростковых и молодежных передач и телефильмов, ориентированных на повышение учебной мотивации, приоритеты интеллектуального развития, на утверждение авторитета родителей, школы, учителей. В концепции уделено особое внимание специфике интернет-среды, как активно осваиваемого детьми и подростками коммуникационного и информационного пространства. Описаны особенности информации, распространяемой посредством сети Интернет: постоянное обновление, мультимедийность, интерактивность, wiki-культура и пользовательский контент, гипертекстовая организация информации, доступность «стороннего» контента, предоставление персональной информации, «коммуникативность», особенности рекламы, новые формы социального одобрения и др. С точки зрения трансформации критериев и границ «нормы» в современном мире сформулированы общие положения и принципы определения и использования опасного и вредного для здоровья и развития детей контента: принцип культурно-историческая специфичность критериев, биопсихосоциальный подход к здоровью человека, принцип учёта положительной диагностически значимой информации, принцип учёта особенностей предъявления и оформления контента, принцип разделения запретов и рекомендаций. Сформулирована система критериев оценки информационной продукции, распространяемой в сети Интернет, как вредной для здоровья и развития детей на основе видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей в соответствии со ст.5 ФЗ РФ от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», проанализированных в соответствии с основными аспектами рассмотрения интернет-контента, как вредного для здоровья и развития детей и подростков: мотивационным, ценностно-смысловым, социальным, когнитивным, эмоциональным и поведенческим. В разработанной Концепции предлагается рассматривать информационную безопасность детей и подростков как сложную саморазвивающуюся систему, включающую в качестве основных элементов законодательно-правовое регулирование, медиа-регулирование в информационном сообществе, психолого-педагогический компонент и культурно-художественный компонент. Представлена история развития в Российской Федерации института защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в период 1990-х – 2000-х годов. Приведен обзор законодательства 23-х субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности детей. Изучаются важные законопроекты в сфере обеспечения информационной безопасности детей, многие из которых остались непринятыми. Дан анализ региональных целевых программ, в рамках которых реализуются мероприятия по обеспечению информационной безопасности детей. Анализ практики применения действующего законодательства Российской Федерации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, позволил обозначить проблемы в данной сфере и изложить предложения по их устранению. Проанализированы механизмы государственного контроля и надзора и общественного контроля в сфере обеспечения информационной безопасности детей. Обоснованы и сформулированы предложения по совершенствованию ФЗ № 436, включая требования обязательного производства экспертизы информационной продукции как основания для ее классификации и маркировки, обеспечения информационной безопасности детской игровой среды. Опыт правоприменения закона обосновывает необходимость создания системы повышения квалификации в области возрастной, педагогической психологии и права специалистов, работающих в области производства информационной продукции, СМИ и СМК. Представлен комплекс предложений по совершенствованию норм федеральных законов, регламентирующих правоприменение ФЗ № 436. Анализ подходов регулирования в информационном сообществе и сравнительный анализ моделей защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, действующих в странах Евросоюза, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и России показал как значительное разнообразие подходов к проблеме регулирования информации, обусловленное социокультурными особенностями, законодательством, сложившимися традициями в сфере потребления медиа-продукции, так и общность ряда тенденций. Результаты исследования позволили обосновать стратегию совершенствования деятельности институтов самоконтроля СМИ и сети Интернет в России как стратегию сорегулирования - совместных усилий государства и профессионального сообщества по контролю за деятельностью средств массовой информации, а также развитие общественного контроля за деятельностью масс-медиа. Основой разработки методологии оценки вредного воздействия средств массовой информации и других средств массовой коммуникации, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, на психическое развитие и здоровье детей и подростков стала культурно-историческая деятельностная концепция развития ребенка, составившая ранее основу разработки ФГОС общего образования. Основными принципами возрастно-психологического подхода к анализу вредного воздействия средств массовой коммуникации, разработанного на ее основе, стали принцип социально-исторической обусловленности психики и ее развития, определяющий роль культуры и информационной среды для личностного и умственного развития ребенка; деятельностный принцип, утверждающий активно-действенный характер восприятия и осмысления ребенком информационной продукции; принцип возрастной периодизации, определяющий специфику чувствительности и уязвимости/устойчивости ребенка к воздействию контента информационной продукции и необходимость учета возрастных психологических особенностей восприятия информационной продукции. С учетом возрастных особенностей рассмотрены возможные эффекты негативного воздействия информационной продукции на развитие и психическое и психологическое здоровье ребенка – мотивационный (побуждение к осуществлению действий асоциального, противоправного характера, представляющих угрозу жизни, безопасности, здоровью), ценностно-смысловой (искажение мировосприятия и системы гуманистических ценностей); познавательный (искажение научно-обоснованной картины мира, ограничение познавательных интересов и активности, детской любознательности, творчества), эмоциональный (страхи, тревожность); поведенческий (агрессивное, противоправное, неоправданно рискованное и ставящее под угрозу собственную жизнь и здоровье, поведение, включая употребление наркотических веществ и алкоголя, акселерацию сексуального развития, девиантные формы сексуального поведения). Разработаны требования к построению научно-обоснованного достоверного прогноза эффектов воздействия информационной продукции на психическое развитие и здоровье ребенка. При определении эффекта воздействия на ребенка информационной продукции обоснована необходимость учета краткосрочного (немедленного) и долгосрочного эффекта. Последний представляется особенно опасным с точки зрения обеспечения информационной безопасности, поскольку картина мнимого благополучия дезориентирует родителей, педагогов и воспитателей и ограничивает возможность компенсации ущерба, нанесенного развитию и здоровью ребенка. Особое внимание в концепции уделено вопросам анализа особенностей восприятия и использования детьми и подростками Интернета. Данные исследований показали, что как источник информации Интернет «победил» телевидение, радио, газеты, журналы, книги и даже учителей. Высокая интенсивность потребления Интернета и широкий диапазон онлайн-активности детей и подростков по сравнению с взрослыми, а также распространение мобильного интернета, значительно повысившего доступность и бесконтрольность его потребления, позволили сделать вывод о серьезном изменении образа жизни российских детей и подростков, в первую очередь, школьников, и считать Интернет одним из ключевых факторов их социализации. Выделены основные риски и угрозы информационного потребления в Интернете для детей и подростков, а также сензитивные возрастные периоды, когда дети особенно уязвимы и восприимчивы к следующим видам интернет-контента: агрессивный и ненавистнический контент, материалы сексуального характера, информация о способах самоубийства, информация об опасных увлечениях, информация о способах чрезмерного похудения. Рассмотрены преимущества и недостатки основных способов защиты от негативной информации в Интернете: государственное регулирование, регулирование IT-индустрией, саморегулирование. Проанализированы особенности восприятия детьми и подростками рисков и последствий столкновения с негативным контентом; субъективные последствия столкновения с нежелательным контентом; способы совладание с контентными рисками в Интернете. Представлена характеристика возрастных периодов развития в детском и подростковом возрасте, позволяющая строить прогноз в отношении эффекта воздействия информационного контента. Определены методы и технологии обеспечения информационной безопасности детей и подростков. Сформулированы предложения по изменению системы возрастной классификации, включая 1) целесообразность введения категория «универсальная» информационная продукция (не представляет вреда для всех возрастных категорий); 2) исключение категории 0+ (с учетом того, что безопасность потребления информационной продукции с учетом возрастных психофизиологических и физиологических особенностей ребенка может быть обеспечена только, начиная с 3 лет); 3) рассмотреть вопрос о приведении возрастной классификации информационной продукции в соответствие с научной периодизацией возрастного развития и сложившимися к настоящему моменту хронологическими границами ступеней системы общего образования. Анализ факторов, позволяющих предотвратить или значительно снизить эффект негативного воздействия медиа-продукции, выявил, что родительский контроль потребления информационной продукции, обсуждение и обучение детей критическому анализу и интерпретации увиденного является ключевым фактором. Уровень культуры потребления информационной продукции существенным образом определяет результат воздействия информационной продукции на сознание и поведение детей. На основе анализа международного и отечественного опыта информационного образования были разработаны стратегия, цели и задачи информационного образования и методы их достижения по возрастным категориям 0–6, 6–12, 12–16 и 16–18 лет, включая компетенции информационной защиты, информационной грамотности, информационной культуры, медиаобразования. Сформулированы предложения для Минобрнауки для включения программ медиаобразования в основную образовательную программу школ и приводятся примеры моделей медиаобразования, как внедренных в общий образовательный процесс, так и применяемых отдельно в сфере дополнительного образования. Как показывает анализ зарубежной и отечественной практики регулирования Интернета с точки зрения безопасности детей и подростков, одних запретительных мер недостаточно для борьбы с вредоносным контентом. Высоко эффективными оказываются социальные программы, в которых делается акцент не на запрете и контроле, а на объяснении и взаимодействии, обучении и вовлечении. В связи с этим ключевую роль в обеспечении информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет должны иметь образовательные программы повышения цифровой компетентности, представляющей собой способность и готовность ответственно и безопасно использовать инфокоммуникационные технологии для решения различных жизненных задач. В настоящее время сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Фондом Развития Интернет разработана программа повышения цифровой компетентности подростков и учителей «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», которая прошла успешную апробацию в пяти регионах Российской Федерации. По программе было обучено более 500 учителей, которые сегодня повышают цифровую компетентность своих учеников и коллег. Для повышения роли семейного воспитания в обеспечении информационной безопасности детей и подростков и реализации задач медиаобразования предлагается проводить информационные кампании, адресованные родителям и разъясняющие им назначение и применение закона, обращая особое внимание на личную ответственность взрослого за взаимодействие его ребенка со СМИ и с Интернетом, а также разработать и внедрить программы медиаобразования и повышения цифровой грамотности для родителей. В ходе разработки методологии экспертизы информационной продукции рассмотрен историко-культурный аспект содержания информационного продукта, описано влияние личностных особенностей коммуникатора на особенности информационной продукции и информационно-психологическую безопасность детской аудитории. Проанализированы различные психологические аспекты восприятия телепередач и выделены определяющие восприятие зрителем параметры телесообщения, а также освещены вопросы восприятия подростками образа себя и образа автора информационного продукта в медиакоммуникации. Создана модель проведения экспертизы информационной продукции. Разработаны критерии контента информационной продукции, представляющей вред здоровью и развитию детей, критерии информационной безопасности и соответствующие им требования к информационной продукции с учетом возрастных психологических особенностей детей и подростков, особенностей их деятельности и общения, определяющих специфику восприятия, понимания и интерпретации детьми информационной продукции. Разработаны методические основы проведения экспертизы информационной продукции. С учетом зарубежного и отечественного опыта разработаны методики: 1. методика проведения экспертизы информационной продукции, 2. методика классификации экспертом информационной продукции по возрастным категориям детей и подростков 0-6 лет, 6-12 лет, 12-16 лет и 16-18 лет, 3. методика проверки правильности возрастной маркировки информационного продукта в случае спорных ситуаций, 4. методика классификации анимационных продуктов (мультфильмов), рекомендуемых для просмотра детьми соответствующих возрастных категорий. Разработаны методические рекомендации и описание основного инструментария проведения экспертизы. Апробация методик подтвердила эффективность их использования для решения задач экспертизы и возрастной классификации. Перспективными задачами дальнейшей работы по обеспечению информационной безопасности являются: 1. совершенствование методик на основе опыта их использования; 2. разработка и внедрение обучающих программ для специалистов в области производства медиа-продукции, ее возрастной маркировки и экспертизы; 3. разработка критериев художественной и культурной ценности, как основы дифференциации информационной продукции, производство и оборот которой подпадает под действие Федерального закона №436-ФЗ.